27 октября в Москве открылся 15-й Дипломатический семинар – одна из старейших и наиболее популярных научно-образовательных программ Фонда Горчакова.
Участников более чем из десятка государств постсоветского пространства и дальнего зарубежья приветствовала заместитель исполнительного директора Фонда Дарья Лобанова. Рассказав о том, как начинался Дипсеминар, как расширялась его география, она отметила сложности, с которыми организаторы столкнулись в 2020 г. Несмотря на пандемию, на ограничения передвижения между странами, Фонд Горчакова решил провести программу в онлайн-формате, приурочив ее к 75-летию Победы, подчеркнула Д. Лобанова. По ее словам, эта тема будет присутствовать на всех секциях, во всех выступлениях. Участникам семинара предстоит обсудить, как менялся мир за 75 лет.
Ключевых моментов последних изменений коснулся в лекции политолог, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», председатель президиума неправительственной организации «Совет по внешней и оборонной политике» Федор Лукьянов. Он считает, что 2020 г. обогатил нас новыми возможностями, новыми технологиями.
По словам политолога, изначально пандемия воспринималась как шок. Казалось, что мир впал в ступор. «Случилось то, что невозможно было себе представить. Казалось, что мобильность, глобальные коммуникации нельзя остановить. Но оказалось, что всё может остановиться по мановению руки», — сказал Ф. Лукьянов.
Он назвал досужими нынешние рассуждения о необходимости тотальных запретов весной. По его словам, власти реагируют так, как им представляется наиболее правильным в данный момент.
«Урок не закончен, мы только поступили в эту школу», — констатировал эксперт.
Он признал, что весной казалось, что всё рухнет, но изменения оказались не обвальными. Наступило «другое», но оно похоже на прошлое. Политическая повестка изменилась мало. Всё более-менее соответствует привычным схемам.
2020 г. стал катализатором процессов, которые и раньше развивались, но сейчас получили мощный импульс. В результате этих процессов мир довольно скоро станет иным, уверен Ф. Лукьянов.
«Пандемия не создала ничего нового, она подчеркнула то, что было прежде», — добавил он.
По словам спикера, сознание людей сейчас адаптируется к новой ситуации. Есть ощущение, что ничего не рухнуло. При этом в мире наблюдается постепенное принятие факта, что возвращения к прежней модели мира не будет. Масштаб перестройки международной системы таков, что рассчитывать на возвращение старого мира бессмысленно.
«Это не обвал, но необратимая трансформация», — уточнил политолог.
По его словам, наличие старых международных институтов сбивает с толку, от них лучше отказаться. При этом пандемия повлияла и на общество, повсеместно выплескивается накопившаяся негативная энергия, энергия недовольства.
«Давно формировалось чувство неудовлетворенности жизнью. Парадоксально, но это чувство преобладает в наиболее развитых странах, где есть ощущение, что дальше будет хуже», — сказал Ф. Лукьянов.
На его взгляд, для Запада это нетипично. Это породило феномен растерянности среди тамошнего молодого поколения.
Революции в Америке не произошло, но усилились все дестабилизационные процессы. Независимо от итогов президентских выборов раскол в США только усилится. А ведь уровень поляризации и ненависти там сейчас сопоставим с периодом Гражданской войны 1861-1865 гг., констатировал политолог.
«Это не значит, что следует ожидать новой гражданской войны. Но выборы не утихомирят людей, а вызовут новый всплеск протестов», — предостерег он.
По словам Ф. Лукьянова, главное, на чем строилась наша жизнь последние лет пятнадцать, – это всеобъемлющая мобильность. Мобильность людей, идей, денег. Она, конечно, никуда не уйдет, но существенно ограничится.
Политолог призвал не верить конспирологам, утверждающим, что мир зашел в тупик, а пандемия задумана некими силами для выхода из тупика. В то же время, признал он, назрела объективная необходимость задуматься, разобраться, куда идет мир.
Ф. Лукьянов уверен, что в ближайшие пару лет мы увидим удивительные международные трансформации на разных уровнях. «Пандемия ускорила все процессы», — резюмировал он.