АНО «Корпоративная Академия Роскосмоса» и Фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова провели в онлайн-формате конференцию «Российские инициативы по предотвращению гонки вооружений в космосе».
В качестве экспертов выступили заместитель директора департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями Министерства иностранных дел Российской Федерации Александр Дейнеко, начальник отдела взаимодействия с международными организациями департамента международного сотрудничества Госкорпорации «Роскосмос» Василий Гуднов и доцент кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор политических наук, член Клуба Горчакова Алексей Фененко.
Главными темами конференции стали вопросы предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве (ПГВК), применения подходов и международно-правовых механизмов в данной области и роли России в области обеспечения безопасности космической деятельности.
По словам Александра Дейнеко, 1970-е гг. считаются «золотым веком разоружений». Тогда были заключены основополагающие договоры между СССР и США. Договор по ПРО 1972 г., из которого США вышли в 2005 г., предусматривал, согласно 5-й статье, обязательство сторон отказаться от создания, испытания или развертывания системы ПРО или компонентов морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования. Но после выхода США из бессрочного договора система перестала существовать. Несмотря на это, Россия добилась значительных успехов в сфере международной безопасности.
Рассматривая тему военного космоса, эксперты упоминали важные договоры. Например, договор 1967 г., который запрещает размещать в космическом пространстве любые виды оружия массового уничтожения (ОМУ), но другие виды оружия затрагивались в договоре; договор ПРО также имел стратегически важного значение для предотвращения гонки космических вооружений.
В 2004 г. Россия выдвинула в одностороннем порядке инициативу о неразмещении оружия в космосе, к ней присоединились члены ОДКБ, всего – более 20 государств мира. В 2014 г. на Конференции по разоружению Россия и Китай представили обновленный проект проект Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов (ДПРОК), который призывал к запрету использования и размещения любого вида оружия в космосе и применения силы в отношении комических объектов.
По мнению Чрезвычайного и Полномочного Посла, советника исполнительного директора Фонда Горчакова Валерия Кеняйкина, сегодня забыты наиболее острые проблемы выживания человечества. К примеру, если будет нарушена спутниковая система связи, то это напрямую будет связано с вопросами безопасности и демилитаризации космоса. Если мы хотим подкрепить миротворческие решения и договоры с нашими партнерами, то нужно находить способы повторения опыта 1970-х гг., но на новой основе, через блага, которые стали основой нашей благополучной жизни.
Василий Гуднов отметил, что вопросы мирного космоса напрямую связаны с предотвращением гонки вооружений и являются необходимым условием сохранения комического пространства для мирного использования. По мнению эксперта, «космическое пространство уникально, и даже мешок с гайками может нанести непоправимый ущерб». Может ли он быть воспринят как оружие? Важна цель введения его в космос – любой спутник может быть использован с такой целью. Поэтому, когда мы говорим о гонке, нужно говорить о необходимости устранения тех причин, которые могут привести к противостоянию.
Алексей Фененко подробно рассмотрел понятие милитаризации космоса. По мнению специалиста, это философское понятие. Нужен ли нам военный конфликт? Мы знаем, что существуют политические режимы и элиты некоторых государств, которым этот конфликт нужен. На нынешнем этапе научно технического развития невозможно провести милитаризацию космоса, как это было в 1960-х гг. Существуют информационно-космические системы и аппараты на наземном и морском театре военных действий, но нет автономных комических автоматов, которые сами могли бы осуществлять деятельность в космосе.
Конференция продолжилась в формате открытой дискуссии с участниками мероприятия.