Эксперт о запрете на межконфессиональные браки: «последствий для мусульман не будет»

0

Напомним, решение о недопустимости межконфессиональных браков для мусульман на всей территории РФ принято Советом улемов Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман РФ и подразумевает запрет на браки правоверных мужчин с представительницами других вероисповеданий, в частности с христианками и иудейками. В богословском заключении Совета улемов оговаривается, что «браки с представительницами людей Писания на территории РФ возможны лишь в единичных случаях по решению местного муфтия». Например, «если девушка выражает готовность следовать предписаниям Корана».

Свое решение Совет улемов объясняет тем, что для большинства межконфессиональных браков характерно появление ряда проблем, в частности, сложности с воспитанием детей в духе исламского вероучения и с привитием им исламского мировоззрения. По мнению представителей Управления, именно супруга, хранительница домашнего очага, мать и воспитательница детей, оказывает решающее влияние на свое чадо, прививая ему свои принципы и взгляды:

— Потомки от таких браков вряд ли станут приверженцами религии своих отцов, что приведет к исчезновению, вымиранию мусульманских корней, — поясняют богословы.

Также Совет улемов обеспокоен тем, что браки мусульман с иноверками уменьшают шансы мусульманских женщин найти правоверного мужа, а выходить замуж за иноверцев мусульманкам запрещено категорически.

В ответ муфтий Москвы Альбир Крганов призвал своих коллег по ДУМ РФ задуматься о последствиях принятия такой фетвы (решение по конкретному вопросу, выносящееся мусульманским богословом на основании принципов ислама – авт.), подчеркнув, что с учетом современных реалий, многонациональности и многоконфессиональности российского общества «подобная интерпретация Корана откроет много других вопросов относительно взаимоотношений между нашими традиционными религиями».

Объявляя межконфессиональные браки недопустимыми для мусульман, ДУМ РФ ссылается на исламское право. Насколько это обосновано, мы поинтересовались у экспертов.

— Это абсурдное заявление, — считает общественный деятель и журналист Максим Шевченко. – Во-первых, мы не в Средневековье живем, чтобы можно было вот так взять и запретить. А во-вторых, даже в средние века в исламе не было запрета для мужчин жениться на представительницах любой монотеистической религии (монотеизм – религия, подразумевающая существование единственного Бога – авт.) — то есть, помимо правоверных, мусульмане всегда могли жениться на христианках и иудейках, так как дети наследуют религию отца. А вот женщина- мусульманка, согласно Корану, может выйти замуж только за мусульманина. Но речь тут только о религиозных браках, а не об этнической принадлежности. Если, скажем, женщина — этническая татарка, но при этом светская и современная, то она вправе выйти замуж за кого угодно и спрашивать никого не обязана. Что касается правоверного мужчины, он вправе жениться даже на неверующей женщине, правда, при условии, что обратит ее в ислам. Мусульманину нельзя жить с неверующей или с язычницей, но взять ее в жены можно, если жених пообещает совершающему брачный обряд мусульманскому духовному лицу, что в течение года обратит свою жену в истинную веру. Обещание будет считаться исполненным, даже если его жена примет не ислам, а христианство.

А у христиан, кстати, с этим гораздо строже, чем у мусульман. В соборных правилах святой православной церкви, к примеру, даже есть прямой запрет христианину лечиться у врача-иудея. Но если мы начнем жить по этим средневековым правилам, то сойдем с ума.

— Запрет, вынесенный ДУМ РФ, во-первых, создает ненужное напряжение на пустом месте, — полагает российский религиовед Роман Силантьев. — А во-вторых, он безграмотен по своей сути, поскольку не обосновывает необходимость таких изменений. Какое Совет улемов имеет право менять базовые основы своей школы, которая создавалась столетия назад?! В суннитском исламе, который распространен в России, есть 4 правовые школы – мазхабы. У них разный подход, но между собой они считаются равноправными, предоставляя определенный плюрализм. Один из подходов – ханафитский – разрешает мусульманам жениться на христианках и иудейках, причем не склоняя их к смене религии и не обращая их в ислам. При условии, конечно, что дети будут воспитываться в исламе. Длительное время такой подход позиционировался как признак особого либерализма ханафитского мазхаба, как предпосылка для укрепления межрелигиозных и межнациональных отношений. Таких семей масса. К примеру, у моего покойного друга, мусульманского богослова и заместителя муфтия Татарстана Валиуллы Якупова, убитого в 2012 году в Казани террористами, жена была верующей православной. Именно ей вручили церковный орден супруга, которым посмертно наградил его Патриарх Кирилл.

Такому запрету есть единственное объяснение, что в Совете улемов собрались люди со специфическими взглядами, не исповедующие традиционный ислам, а тяготеющие к учению Фетхуллаха Гюлена (исламский общественный деятель турецкого происхождения, живущий в США – авт.). То есть, проводящие в жизнь не исламские идеи, а идеи конкретной секты, которая у нас признана экстремистской, а в Турции даже террористической. Думаю, последствий для мусульман этот запрет иметь не будет. А вот для межрелигиозного и межнационального мира послужит дополнительным вызовом, если не провокацией.

Первоисточник