Еще в середине октября контраст между Европой и Азией в плане ситуации с коронавирусом был разительным: пока страны одна за другой повторно вводили локдауны, государства Азиатско-Тихоокеанского региона, напротив, всё больше ослабляли ограничения и вели переговоры о поэтапном открытии границ. Но к этой неделе тенденция на нормализацию пошла вспять: на фоне нового роста числа заболевших в Токио собрались объявить максимальный уровень опасности COVID-19, а в Сеуле — ввести новые, более строгие правила социального дистанцирования. В крайне жесткий, хоть и краткосрочный локдаун с 19 ноября будет отправлена и Южная Австралия, до того считавшаяся районом, практически свободным от коронавируса. Радоваться жизни без COVID и связанных с ним ограничений продолжает, пожалуй, лишь один Китай.
А счастье было так возможно
Весь октябрь азиатские СМИ с осторожным оптимизмом рапортовали о том, что распространение коронавируса в большинстве стран региона удалось взять под контроль и можно приступать к очередному витку послаблений. В ситуации, когда, по данным Всемирной туристской организации ООН, 96% направлений мира по-прежнему остались полностью или частично закрытыми, 11 стран Азиатско-Тихоокеанского региона бодро взялись за переговоры друг с другом о создании двусторонних коридоров, позволяющих путешествия без обязательной двухнедельной самоизоляции. И одним из главных символов победы над COVID-19 стало недавнее решение властей Сингапура и Гонконга возобновить авиасообщение с 22 ноября.
Успехи азиатов в борьбе с COVID-19 не без зависти подмечали и на Западе. «Глобальный COVID-разрыв: пока Запад катится вниз, Азия держит вирус в страхе», — писала 20 октября американская Wall Street Journal. А британская Guardian в авторской колонке даже задавалась вопросом, не убил ли вирус, который Азия сумела обуздать, а Европа нет, еще и «господство западных экономик, либеральные ценности и убеждения в том, что демократия — лучшая форма правления».
На этой неделе, однако, стало ясно, что победа Азии над коронавирусом оказалась преждевременной. В Южной Корее уровень ежедневных заражений подскочил к 18 ноября до 313 случаев. По данным эпидемиологов, 68% новых инфекций «пришли» из района Большого Сеула, в котором проживает чуть ли не половина всего населения страны, что вынудило власти объявить с 19 ноября новые, более жесткие ограничения на публичные собрания, религиозные службы и спортивные мероприятия. Несколькими днями ранее, когда число заражений в день стало уверенно превышать 200, власти страны впервые с начала пандемии ввели штраф в размере до 100 тыс. вон ($89,75) за отсутствие маски в общественных местах.
— В Южной Корее, конечно, подустали, но помнят о том, что страна пока отделалась от вируса легче других — без локдаунов и тысяч больных в день. Так что к мерам все относятся спокойно и считают, что пусть лучше сейчас будут небольшие ограничения, чем большой коллапс потом, — рассказал «Известиям» житель Сеула Ким Сон Ук. — И даже есть у нас и ковид-диссиденты, как в Европе, но «наши» особо не высовываются. Все массовые протесты были запрещены, нарушения караются жестко.
Откат назад
В Индии еще недавно 100 тыс. заражений в день были нормой. Но последние восемь дней прирост составлял вдвое меньше – по 50 тыс. человек, что многие считали прогрессом. Однако если в большинстве районов заболеваемость пошла на спад, то в Дели она, наоборот, опять подскочила (до 7 тыс. ежедневно). Это вынудило индийские власти не только спешно переправить медиков из регионов в столицу, но и задуматься о новых локальных ограничениях, прежде всего на популярных в народе рынках.
В Индонезии кривая заболеваемости неуклонно падала с 25 октября. Но к выходным эта тенденция пошла вспять: число новых случаев вновь перевалило за отметку в 5 тыс. человек. Пока власти не объявили о новых ограничениях, поскольку и старые никто не отменял. Но подтверждением того, что всё совсем нерадостно, стало недавнее решение о расчистке участка на севере Джакарты под новое кладбище вдобавок к уже имеющимся в столице 73.
В Новой Зеландии также чуть что вводили ограничения, зато благодаря им с 22 октября число новых ежедневных случаев по стране не превышало 10. Тем не менее после небольшой вспышки в Окленде власти ввели с 19 ноября обязательное ношение масок в общественном транспорте и на всех внутренних авиарейсах.
Где без COVID жить хорошо
На общем тревожном фоне одним из редких исключений стали Тайвань и Сингапур. Первый сумел «отделаться» всего семью смертями и чуть более 600 случаями заражения за всё время пандемии, а азиатский город-государство потерял 28 граждан при более 58 тыс. заражений.
Глыбой спокойствия в коронавирусном мире все последние недели смотрелась и КНР. Даже праздничная неделя в начале октября, в ходе которой свыше полумиллиарда китайцев радостно пустились в поездки по стране, не преломила тренд на практически полное избавление республики от вируса. И это страну несколько расслабило.
Как рассказал «Известиям» живущий в Китае российский предприниматель Семен, повышенная осторожность в отношении вируса осталась заметна лишь в общественном транспорте и в госучреждениях, куда по-прежнему не пускают без масок.
— В остальном всё вернулось на круги своя — рестораны и кинотеатры заполнены, люди давно вернулись с удаленки в офисы. И возникло ощущение, что у китайского народа оказалась очень короткая память: даже на главной набережной Шанхая, где всегда гуляют ветра и вечное столпотворение, большинство людей ходят уже без масок, — рассказал он.
Неудивительно, что COVID-19 почти исчез и из медийной повестки в Китае, мелькнув на этой неделе лишь единожды ввиду обнаружения вируса на замороженном мясе, импортированном из Бразилии, Новой Зеландии и Боливии.