Такой академичный, казалось бы, вопрос как теория происхождения денег (currency genesis) имеет самый прямой выход на важнейшую нашу тему – курс биткойна. Осознанная уверенность в том, что биткойн – это деньги, а не спекулятивное орудие мошенников, несомненно должна ускорить финансовую революцию 21-го века.
В настоящее время бытуют две основные версии:
1. товарная (эволюционная) – деньгами «постепенно», в конкурентной борьбе стал наиболее подходящий товар;
2. конвенциональная (рационалистическая) – люди как бы «договорились» (очевидно, опять-таки «постепенно»), что деньгами у них будет вот эта конкретная фишка.
Скажем сразу, что ни та, ни другая теории нам не нравятся, и попробуем разобраться, почему. Потом предложим что-нибудь свое, криптовалютное.
***
Излагая товарную теорию, ее сторонники подчеркивают, что речь идет о некотором процессе (эволюционной борьбе), который сам по себе, независимо от желания людей, выделил некоторый товар среди других и сделал его деньгами.
Графически это представляется следующим образом. Красная линия – драгметаллы (золото, серебро), синяя и зеленая – все остальные возможные товарные «валюты». График – нормированный, т.е. общее количество денег на каждый момент времени принято за единицу. В начальный момент А при господстве натурального обмена каждая «валюта» занимает одинаковую долю рынка. Потом — Б постепенно проявляется удобство металлических денег, и в конце уже – С – только они являются деньгами.
В наше время банкстеры уже приучили считать золото товаром. А давайте попробуем представить себе золото товаром в первобытном родо-племенном, тейповом обществе.
Вот, значит, торгуют они между собой, и в качестве эквивалента используют, что есть под рукой. У кого есть овцы – овец, у кого есть спички – спички. А у кого есть золото – золото. Вы все еще не смеетесь?
Ну, да. Если вы можете представить себе, что в среде пастухов и плотников золото является таким же товаром, как пшеница и гвозди, то вы не менее легко представите себе в первобытно-общинном обществе такой институт, как пробирная палата.
Золото (серебро) в те баснословные времена использовалось для производства:
- бытовых украшений
- посуды
- предметов культа.
Ничего не забыли?
Материальный поток выглядел так: прииск – ювелиры. То есть в торговле собственно золотом как товаром могли участвовать весьма ограниченные социальные группы.
Продавцы: владельцы месторождений + вольные старатели и грабители + солдаты-победители. Круг покупателей еще более ограничен, собственно, это могли быть только ювелиры. А из рук ювелиров на рынок
отправлялось уже не золото, а изделия из золота, и продавались они не на вес. На вес торговать золотом могли только грабители-солдаты. Каждый легко может смоделировать эту ситуацию в наше время, купив в банке «инвестиционную» монету и отнеся ее в ломбард. Что-то говорит мне, что первобытные солдаты использовали свою добычу в качестве денег, а не товара.
При этом историческая наука говорит нам, что деньги были золотыми монетами на самой заре цивилизации: Египет – 3400 y.BC; Малая Азия (Лидия) – 685-652 yy.BC. Не будем отвлекаться на достоверность египетских датировок, но отметим, что общество к тому времени уже было вполне рабовладельческим, а прииски принадлежали фараону, не склонному к отношениям типа Товар-Деньги-Товар. (Лирическое отступление: формула фараона «Власть-Деньги-Власть», формула банкстера «Деньги-Власть-Деньги»).
Выходит, золото должно было стать деньгами еще до письменной, и даже до археологической истории
человечества. Что вплотную подводит нас к мысли, что этот процесс должен быть совмещен с историей превращения детей «общих с обезьяной предков» в человека. Проблема тут в том, что в пещерах с наскальными рисунками среди обглоданных костей не найдено ни одной завалящей золотой крупинки. И это не шутка.
Если, согласно теории, золото становится деньгами после того как оно стало товаром, то товарищи питекантропы, неандертальцы и кроманьонцы должны были его покупать. А чтобы они его покупали,
у них должна была быть развита ювелирная промышленность.
Покупая овцу или пшеницу, покупатель оценивает их потребительские качества в терминах плохой-хороший.
Не надо быть пастухом, чтобы видеть, что за овцу покупаешь. Не надо быть пахарем, чтобы оценить пшеницу. Как, по-вашему, пастух или пахарь должны оценивать качество золота? Вы приходите в ювелирный магазин сейчас, в наш будто бы просвещенный век, как вы оцениваете качество металла? Это вопрос.
А ответ заключается в том, что к золоту (или серебру, и даже меди) должен прилагаться какой-то авторитетный товарищ, который может сказать, насколько кусок металла, предлагаемый покупателем продавцу, чист. Взвесить кусок металла может всякий (калибровку гирек не рассматриваем). А вот
определить, сколько в металле примесей, это уже работа для специалиста. И не просто специалиста, а специалиста, пользующегося определенной степенью общественного доверия. Не слишком ли сложно для первобытной общинности?
В модели, по которой золото становится деньгами между неопределенным «обезъянним» прошлым и чеканкой монеты, один из ключевых моментов – возникновение очень специфичного рода деятельности, оценки химической чистоты металла.
Наверное, чересчур пафосно называть это «институтом пробирной палаты». Это может быть даже не основной работой, и даже вообще не работой такого человека. Но такой человек, к которому любой пастух или пахарь мог бы принести кусок металла и спросить пробу, должен быть, чтобы этот металл мог обращаться и в
качестве денег, и, что сейчас для нас важнее, в качестве товара.
Обязанности:
Проведение простых и средней сложности анализов на содержание драгоценных металлов в изделиях, сплавах, припоях, полуфабрикатах и отходах производства. Анализ припоев из цветных металлов, золы, полученной от сжигания отходов производства, на содержание в ней драгоценных металлов по принятой методике. Приготовление титрованных и процентных растворов и оксидировочной смеси. Ведение процесса шихтовки, обжига, плавки, растворения, фильтрования, шерберования и купеляции проб. Взвешивание драгоценных металлов. Обслуживание нагревательных приборов. Запись результатов анализа.
Необходимо знать и уметь:
методы проведения анализа на содержание драгоценных металлов; назначение и свойства применяемых реактивов; устройство муфельных печей, электроприборов и лабораторного оборудования; правила пользования техническими и аналитическими весами, вискозиметрами, ареометрами и пр.; температурные режимы процессов; режимы сжигания топлива и подачи воздуха.
Для быстрого определения подлинности золотых и серебряных изделий проводят так называемую пробу на выдержку. Прежде всего с предмета (в незаметном месте) снимем тончайший слой золотого или серебряного покрытия. Затем проведем этим местом по тонкому камню для пробы на золото, на котором останется металлическая полоска. В качестве пробного камня используется разновидность черного сланца. Но можно взять и кусок обыкновенного сланца (только очистим его азотной кислотой) или обломок фарфора, хотя на нем штрихи видны не так отчетливо.
Для определения серебра приготовим пробирную кислоту из 1 части чистой азотной кислоты и 1 части бихромата калия. Если испытуемый материал содержит больше 0,3 серебра, то смоченное кислотой место окрасится в красный цвет, так как образуется хромат серебра. При известном навыке по оттенку цвета можно установить приблизительное содержание серебра.
Чтобы идентифицировать золото, смочим исследуемую пробу 30 %-ным раствором азотной кислоты. Если металл не растворится, то это укажет на наличие золота; латунь или бронза растворяются в кислоте. Более точно установить содержание золота можно, используя растворы кислоты
различной концентрации.
И такой специалист либо есть, либо его нет. Никакой «постепенности».
Но это еще не все!
Ювелирная промышленность должна быть не просто развита, а развита настолько, чтобы работала на привозном сырье! Привозное сырье надо покупать, а чтобы не проторговаться, ювелирное производство должно оправдывать себя, оно должно быть товарным.
Выручка от продажи ювелирных изделий должна превышать затраты на сырье, расходные материалы, основные средства, зарплату, аренду пещеры и норму прибыли. Не слишком ли сложно? Они там, если верить эволюционистам, каменными топорами рубили деревья, ели сырое мясо и роняли в костер обмазанные глиной корзины (см. учебник по истории за 5 класс Вигасин А.А.,М.:Просвещение, 2010 г. )
А ведь ювелирная промышленность должна оставить после себя не только золото. Обработка металлов
не может не оставить после себя следы ничуть не меньшие, чем, например, вот такая неметаллическая ювелирка:
… от испанского города Жирона археологи … ювелирную мастерскую эпохи неолита, в которой … десятки ожерелий, в основном сделанных из ракушек. … на 80 квадратных метрах, … фрагменты мраморных браслетов, кольца, бусы и подвески. … наиболее сохранившийся ансамбль ювелирных изделий, найденных в регионе Каталонии, и один их самых древних и значимых открытий эпохи неолита, … в Испании. Обнаруженные украшения из ракушек находились в различных стадиях обработки, что … в этом месте ювелирной мастерской. … жители эпохи неолита … уходили на поиск ракушек за 30 км от … дома. Здесь же … многочисленные останки фауны, которую население поселка употребляло в пищу, что послужило дополнительным источником информации о диете неандертальцев и их кремневых орудиях труда. Рядом с мастерской … деревянные столбы 2-метровой высоты, служившие структурой неолитическим хижинам. … сохранились благодаря озерному илу… Все деревянные структуры неолита являются беспрецедентной находкой на Иберийском полуострове, где до этого были найдены лишь каменные строения этой эпохи. … задокументировать технологию деревообработки и методы строительства, … 7300 лет назад.
Поэтому эволюционисты относят обработку драгметаллов во вполне исторические времена – не более девяти тысяч лет назад по версии автора учебника. Википедия же, например, относит обработку меди в доисторическом Египте не ранее 3600 y.BC, что в точности совпадает с появлением египетских монет по оценкам тех же самых историков!
Что и требовалось доказать. Не было никакой постепенной эволюционной борьбы золота с бартером. Там, где появляется золото, оно сразу становится деньгами. Время Д-Е – это время распространения золота, а не время «борьбы с ракушками».
В гробницах египетских фараонов были найдены золотые корольки, полученные в результате купелирования. Кроме того, применяли способ разделения сплавов золота и серебра действием кислот. Развитие методов оценки достоинства золотых сплавов в Египте было тем более важно, что египетским жрецам были известны приемы фальсификации золота сплавами на медной основе.
***
Так что же, раз товарищ Мизес погорячился, значит ли это, что правы конвенционалисты? Давайте
послушаем классика жанра.
Аристотель:
Деньги стали деньгами (nomisma) не по своей внутренней природе, а в силу закона (nomos), и в нашей власти изменить это положение и сделать их бесполезными.
Для начала позволим себе усомниться в авторитете Аристотеля, как экономиста.
Он не был ученым в современном смысле этого слова. Он был, скажем так, мыслителем. Причем мыслителем с конкретным интересом, он был рафинированным рабовладельцем, учителем Александра Македонского.
Назначение гражданина состоит в том, чтобы развивать свой интеллект, быть свободным от физического труда, принимать активное участие в государственной жизни. Вся же тяжелая физическая работа должна выполняться рабами. Ни производство, ни жизнь не могут обойтись без них. Рабы как бы представляют собой одушевленную и отдельную часть тела господина, которая обслуживает его. Аристотель считает, что природа сама распорядилась так, чтобы даже внешне свободные люди отличались от рабов. «У последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов; свободные же люди держатся прямо и не способны к выполнению подобного рода работ, зато они пригодны для политической жизни».
Не удивительно, что политические «элиты» с таким удовольствием трактуют «в силу закона», «в нашей власти» и «пригодны для политической жизни». Мы же, со своей стороны, сколько у нас есть интеллекта,
заметим, что номисма (nomisma) гораздо более походит на слово nomisis, что значит «обычай, установление», чем на nomos. Таким образом, не «в силу закона», а «установленное обычаем» (или «так получилось»). А это, согласитесь, две большие разницы.
Утверждать, что золото стало деньгами «не по своей внутренней природе», это… Ну, это все равно, что
публично уничижать биткойн перед фиатом отсутствием «внутренней стоимости». Довольно глупо.
Но таки хватит дискредитировать оппонента, рассмотрим его тезис по существу. Что значит «в
нашей власти сделать номисмой любую номисму и даже вовсе ее уничтожить»?
Шаблон УК древней Греции, как это было тогда принято у цивилизаций, пофиксен в каменой стене на острове Крит и представляет собой типовой прейскурант. Постатейно описываются евенты, и указывается цена вопроса. Поскольку система была децентрализована, в каждом греческом кластере по этому шаблону выставлялась локализованная цена, и выпускались свои номисмы для оплаты.
И действительно, Дракон, например, большинство евентов сделал расстрельными, что, конечно же, обесценивало номисму. Но ведь не уничтожало же! А вот Солон, сменивший Дракона, провернул реформу, которая вполне объясняет мысль Аристотеля.
В VI в. в Аттике была в ходу монета, которою пользовались ближайшие соседи Афин, Эгина и Мегара, но Солон заменил ее другою, более распространенною монетною единицею Халкиды и Коринфа, что облегчило торговые сношения Афин с другими государствами Греции.
Сто эвбейских драхм равнялось семидесяти трем эгинским.
Тупо девальвация. Обесценивание национальной валюты – вот и все, что могут сделать деятели, прикрывающие свою интеллектуальную импотенцию авторитетом Стагирита. Бесполезной они свою номисму могут сделать, это да. Ломать не строить. Проблема только в том, что придавая своим как бы законам силу законов природы, в результате они получают снижение качества и количества налогополательщиков.
***
Но довольно о грустном. Мы сочли и взвесили теории происхождения денег, и нашли их неудовлетворительными. Пришло время позитивного знания.
Эпизод 1. Группа первобытных воинов напала на соседнее племя. Победили в славной битве, отрезали у побежденных правое ухо и собрали ништяки. Дома ништяки будут разделены согласно предъявленным
ухам. Проблема: у одного вражеского воина, поверженного в честном поединке, правого уха не было.
Эпизод 2. В племени гендерный дефицит, доступ к женщинам определяется следующим образом: в кувшин закладываются ракушки по числу мужчин, из них белых – по числу женщин. Каждый мужчина вытаскивает ракушку.
Эпизод 3. Члены племенного союза несут свою продукцию в общественные закрома. Совет старейшин каждому приносящему отдает половинку расщепленной вдоль веточки. На веточках делаются кольцевые надрезы согласно количеству сданного продукта. При нужде член идет на склад, предъявляет веточку и получает согласно надрезам.
Ну, вы поняли. Это – учет. Если бы духи предков могли ставить в Тетрадке Жизни галочки, как в колхозах ставили трудодни, племени не нужны были бы ни ракушки, ни палочки, ни уши врагов.
Но такой Тетрадки в те первобытные времена еще не было. Зато, когда разведчики нашли в дальнем ручье россыпь золотых самородков, духи предков сообщили главному шаману, что надо делать.
Ударами каменного топора старейшины разделили золото на одинаковые по весу кусочки, расплющили, а шаман ударом специального каменного молоточка пометил каждый кусочек Знаком Духов Предков.
Теперь вождь на поле боя раздавал эти номисмы воинам прямо над телом еще теплого поверженного врага, и не важно сколько там у него ушей. Работяги получали свои номисмы, подогнав в общак в пропорцию, кто чему рад. Женщины получали номисмы, ну вы поняли.
***
Назовем нашу (с) теорию происхождения денег просто и не оригинально – ордерной. Или теорией Танго. Кому как нравится, мне не жалко, у меня много.
Одно огорчало старейшин – работяги стали продавать ништяки воинам и женщинам без захода на центральный склад. С этим надо было что-то делать. И они вспомнили! Вспомнили старинное предание об Утерянной Внутренней Стоимости! Но духи предков нашли ее и заточили в Тетрадку Жизни. Теперь она там живет и размножается сама с собой. Под это дело они отобрали у всех кусочки золота, а вместо них стали раздавать кусочки бумаги. Шаман рассказал, что это – листы из Тетрадки Жизни, которые духи предков будут теперь выдавать ему постоянно. Но шаман не заберет их себе! Нет, нет! Шаман любит своих соплеменников, и будет всегда их раздавать послушным, сдающим продукты в общак, и женщинам.
И не бойтесь, листочки в Тетрадке Жизни не кончатся никогда! Всегда найдется шаман, которому духи предков их подгонят. А все остальное – страшные ядовитые суррогаты.
***