Вообще-то, с проверкой знаний школьников этой осенью, если называть вещи своими именами, не больно-то задалось.
Против Всероссийских проверочных работ — ВПР, перенесенных из-за пандемии коронавируса с прошлой весны на начало нового учебного года, выступили все, кто могли — и эксперты, и учителя, и родители. Иначе, наверное, и быть не могло, ведь вследствие неподготовленности нашей системы образования к переходу в режим онлайн, практически вся 4-я четверть 2019-2020 учебного года пропала для учащихся даром. А кому охота попадать под раздачу, как только результаты ВПР это четко отразят? Ясное дело, никому! Вот школы и отбивались от проверок до последнего.
С исследованиями PISA возникли свои заморочки. Из-за начавшихся с октября локдаунов российских школ, участие в тестах наших школьников оказалось под серьезным вопросом. Но все же успели. И международные исследования, как уточнил замдиректора Федерального института оценки качества образования Илья Денисенко, как и планировалось, прошли 39260 учащихся из 1,4 тыс. школ 14 регионов нашей страны. (До 2024 года через это испытание пройдут все 85 российских территорий).
Последние участники исследований PISA, как уточнил «МК» глава Рособрнадзора Анзор Музаев, написали свои работы лишь несколько дней тому назад, так что общие результаты официально подведут не скоро. А вот итоги ВПР уже известны. И, хотя данные по результатам, достигнутым конкретными регионами строго засекречены, дабы не не спровоцировать массовых подтасовок и фальсификаций ряди высоких мест в общих рейтингах, общий итог ясен: нынешние результаты ниже прошлогодних.
Впрочем, этому есть объективные причины, заверил «МК» Музаев.
— Обычно ВПР пишут в апреле, на пике обучения в текущем учебном году. Но сейчас по известным причинам ВПР перенесли на осень. А писать работу по прошлому учебному году — это уже фактически проверка не текущих, а остаточных знаний, что совсем другое дело. Поэтому многие опасались, что результаты будут провальными. А они оказались неожиданно хорошими!
Как это выглядит на практике, «МК» разъяснил директор Федерального института оценки качества образования Сергей Станченко.
— При проверке остаточных знаний снижение составляет примерно 10-15%. Именно в этих пределах мы и находимся. Но главный смысл ВПР был в том, чтобы школы провели диагностику пробелов и не бросались изучать новые темы, пока не освоены прежние «белые пятна» и «черные дыры». В этой связи Минпросвещения уже готовит рекомендации по корректировке школьных программ. Сейчас уже полностью ясно, что такая корректировка необходима.
Проверки, собственно, и проводились, чтобы «определиться, какие решения надо принять в ближайшее время относительно постковидного периода,- отметил Музаев.- Кроме того, они помогут понять, как повлияла на учащихся 4-я четверть, и какие дефекты возможны».
СПРАВКА «МК». В 2020 году во всероссийских проверочных работах приняли участие более 7 млн учащихся из 37 тыс. школ. Общее количество участников ВПР возросло по сравнению с прошлым годом.
Предварительные данные свидетельствуют о некотором снижении результатов ВПР в этом году по сравнению с прошлым. Сохраняются проблемы и с объективностью проведения ВПР в некоторых школах, хотя общее количество таких школ сокращается.
Список школ с признаками необъективности проведения ВПР Рособрнадзор обещает опубликовать до конца текущего года. Ну а «школам, показавшим низкие результаты ВПР, мы будем помогать. В этом году мы начали реализацию проекта «500+» по поддержке слабых школ. На будущий год планируется существенное расширение этого проекта, в нем примут участие до трети школ из числа включенных в списки школ с низкими результатами в каждом регионе», — рассказал Сергей Станченко.