6 декабря глава Минобразования Валерий Фальков рассказал, какие перспективы ждут иностранных студентов в ближайшем будущем. По данным министра, за пределами РФ сейчас находятся чуть менее 100 тысяч учащихся, это около трети от общего количества иностранных студентов. Большинство ребят уехали из страны на летние каникулы и не смогли вернуться, или поступили на 1 курс в удаленном формате.
— Основные проблемы с дистанционным обучением иностранных студентов на сегодняшний день связаны с отсутствием интернета или его высокой стоимостью в некоторых странах, а также с большой разницей во времени, — отметил Фальков. – Вузы будут искать индивидуальный подход к каждому учащемуся, переводить студентов на индивидуальный учебный план, в том числе для сдачи академических задолженностей. Если связи с институтом у студента нет совсем, ему будет предоставлена возможность взять академический отпуск.
По словам министра, определенные трудности сейчас испытывают не только студенты, которые не могут въехать в Россию, но и те люди, которые окончили вузы и застряли в стране. Часть из них продолжают жить в российских общежитиях. Глава Минобра отметил, что количество отчисленных из вузов учащихся за осенний период не превышает аналогичный показатель 2019 года. Кроме того, несмотря на пандемию, общее количество поступивших в этом году в российские университеты иностранцев сократилось весьма незначительно – со 101 до 98 тысяч.
Скандал вокруг иностранных учащихся может нанести серьезный удар по имиджу российского образования за рубежом. В связи с этим сенаторы еще 1 декабря обратились к Правительству с просьбой сделать обучение в российском вузе основанием для въезда в страну. Однако вопрос, будет ли принято это решение и в какие сроки, остается туманным.
Тем временем во многих российских вузах продолжается очное или смешанное обучение. Таким образом, иностранные студенты, которые не могут въехать в Россию, уже 4 месяца находятся в заведомо невыгодных условиях. Многие из них заплатили приличные суммы совсем не за то образование, которое по факту получают. Студенты говорят и о том, что во многих других странах, в отличие от России обучение является основанием для въезда в страну во время пандемии.
— В августе я заплатил за семестр обучения в ординатуре более 100 тысяч, — говорит студент Новосибирского государственного медицинского университета из Таджикистана. – Тогда руководство вуза обещало, то мы сможем въехать в страну по специальным спискам МИД, но этого не произошло. В результате сейчас вместо реальной медицинской практики, как другие ординаторы, находящиеся в России, я за свои деньги имею 3-4 часа дистанционных занятий в день. При этом интернет в стране очень дорогой, один день учебы обходится примерно в 1000 рублей.
Молодой человек пояснил, что в вузе ему предлагают взять академ, но его совершенно не устраивает перспектива терять целый год. Ведь пока он не закончит ординатору, у него не будет возможности полноценно работать и зарабатывать себе на жизнь. В свою очередь студенты-первокурсники, обучающиеся на бюджете, сообщают о том, что не получают стипендию. Вузы обещают перечислить им все деньги только после того, как они вернутся в Россию и оформят банковскую карточку.
Между тем. Министр образования сообщил, что на удаленном обучении сейчас находятся 37 % российских вузов. В дистанционном формате в этих учебных заведениях будет проходить и сессия. Многие вузы приняли решения отказаться от системы прокторинга (системы контроля за списыванием – «МК») и проводить экзамены, основываясь на доверии к студентам.
По словам Валерия Фалькова, в ближайшее 4 года количество бюджетных мест в регионах будет расти. В частности, в 2022 году их станет больше на 35 тысяч. Рост количества бюджетных мест связан с увеличением количества выпускников школ, а также с необходимостью сократить «утечку мозгов» из регионов. «Качественное высшее образование должно быть недалеко от студентов, в своем регионе. Главная наша проблема, это «утечка мозгов», когда все стремятся в Москву и Санкт-Петербург», — пояснил министр.