Вскоре после своей коронации Екатерина II 15 (4 по старому стилю) декабря 1762 года повелела заселить малообжитые районы Российской империи иностранцами.
Манифест призывал иностранных подданных переселяться в Россию, дискриминационное исключение делалось только для евреев.
«По вступлении Нашем на Всероссийский Императорский престол, главным правилом Мы себе поставили, чтобы навсегда иметь Наше матернее попечение и труд о тишине и благоденствии всей Нам вверенной от Бога пространной Империи, и о умножении в оной обитателей», — говорилось в документе.
Также объявлялась амнистия для подданных России, покинувших родину.
Документ отпечатали по сотне экземпляров на русском, немецком, французском, английском, польском, чешском и арабском языках, а Коллегия иностранных дел разослала его русским дипломатическим агентам за границей.
В 1763 году последовал второй манифест, в котором определялся перечень льгот и привилегий переселенцам.
Им гарантировали отправление обрядов по своей вере, свободу от платежа податей на определенное число лет, отвод земель в достаточном количестве, свободу от военной службы, невмешательство чиновников во внутреннюю юрисдикцию. Первыми откликнулись жители многочисленных германских государств.
Для иностранцев была назначена местность между Доном и Волгой — от села Чердынского до Царицына и далее до безымянной реки, впадающей в Дон, затем вверх Доном до Саратовского уезда и далее до острова Чердынского.
Первые партии колонистов поселились на территории Саратовской и будущей Самарской губернии, и за время с 1764 по 1766 год образовали 102 колонии.
Уже в 1766 году пришлось временно приостановить приём новых колонистов, его возобновили только в 1782-м.
Автор: Дмитрий Гончарук
Фото: Приезд иноземцев. Картина С.И. Иванова / PUBLIC DOMAIN
«Парламентская газета»