Долгое время Авдотью Смирнову называли Дуней, и это был ее выбор. С тех пор она повзрослела, и когда к ней так обращаются, не позволяет фамильярности: «Ну, какая я вам Дуня».
Ее творческая деятельность в последние годы активной не назовешь. Она сняла новеллу для киноальманаха «Петербург. Только по любви» и полнометражную картину «История одного назначения».
Фильм снимался без поддержки государства. От нее Авдотья Смирнова сама отказалась, хотя Министерство культуры выделило деньги. Как раз в то время случилось дело «Седьмой студии». И, поскольку семейная жизнь Смирновой и Чубайса находится под пристальным присмотром надзирающих органов, а кинопроизводство – дело тонкое, решила не рисковать. Анатолий Чубайс стал инвестором проекта, хотя и не единственным. Его имя указано в числе пяти продюсеров картины.
В одном из интервью Авдотья Смирнова назвала его надежным товарищем. Когда что-то не получалось, в частности не складывался сценарий, он находил слова утешения, всячески поддерживал, иногда приезжал на съемочную площадку.
В 2018 году на премьеру «Истории одного назначения» в Сочи Авдотья Смирнова приехала с составе большой команды и с мужем Анатолием Чубайсом. Шума и разговоров было много. Говорили, что прилетела пара на частном самолете. Желающих попасть на показ оказалось так много ( кто-то специально ради Чубайса прилетел на премьеру), что это создавало определенные трудности для организаторов фестиваля.
Авдотья с мужем поселилась отдельно, не жила в гостинице, где обычно размещаются остальные участники фестиваля. Этот же отель выбирали во время приезда на «Кинотавр» Алла Пугачева и Максим Галкин. Но в остальном Авдотья мало изменилась. Она демократична во всем. В одежде, поведении. Разве что появилась некоторая настороженность, что объяснимо. Люди относятся к ней теперь иначе — как к жене олигарха и политика.
В Сочи «Историю одного назначения» отметили за лучший сценарий, написанный Смирновой совместно с Анной Пармас и Павлом Басинским. И, хотя Авдотья не подавала вида, явно была расстроена. Наверняка, ждала большего, поскольку много сил и души вложила в эту картину. Участники фестиваля восприняли ее как манифест, увидев аналогии с делом «Седьмой студии».
Замысел родился летом 2015 года после того, как Авдотья прочитала книгу Басинского о Толстом. В главе «Спасти рядового Шабунина» усмотрела проявление русского фатума, как закон вступает в противоречие со справедливостью. Она говорила об этом и со сцены, получая награду, призывала к милосердию тех, от кого зависят судьба людей, в частности, Кирилла Серебренникова. Авдотья проговорила в фильме важные для себя вещи о дне сегодняшнем, опираясь на события XIX века. И помог ей в этом, сам того не ведая, Борис Гребенщиков. Ехала однажды Авдотья с мужем на машине, слушала его песню много раз. И сценарий писала под нее. Даже на съемочной площадке включала, хотя из фильма убрала.
Со дня премьеры прошло два с половиной года. За это время Авдотья Смирнова вместе со своим теперь уже постоянным соавтором и подругой Анной Пармас написала сценарий 8-серийного фильма об Александре Вертинском. Для этого потребовалось время, надо было поднять архивы, многое уточнить, поскольку даже в приведенных героем фильма фактах много намеренных и случайных неточностей. Сценарий одобрила его дочь – актриса Анастасия Вертинская. Авдотья не любит раньше времени рассказывать о незаконченной работе. Известно только то, что снимала она в Праге, где прекрасная база и подходящая натура и интерьеры.
За это время дебютировал сериалом «Садовое кольцо» как режиссер ее младший брат Алексей Смирнов, снимавшийся в «Истории одного назначения» и получивший режиссёрское образование во ВГИКе в мастерской Сергея Соловьёва. В картине сестры он сыграл поручика Колокольцева. Его герой приезжает под Тулу служить в пехотном полку, где совершено преступление, и тому, кто нему непричастен, грозит расстрел. Колокольцев обращается графу Толстому за поддержкой, и тот вступается за невиновного солдата. Жена Алексея — Анастасия Пальчикова, написавшая сценарий для фильма Валерия Тодоровского «Большой», — тоже дебютировала как режиссер, картиной «Маша» о 90-х.
В «Садовом кольце» Алексей Смирнов снял всех своих родственников, включая сестру Авдотью. Она сыграла небольшую роль. Ее героиня занимается благотворительностью, как и сама Смирнова, поддерживающая людей с расстройством аутического спектра.
Ее подопечные могут игнорировать принятые правила поведения, неожиданно вскочить, закричать, услышав громкие звуки, испугаться темноты. Для них она специально устраивала кинопоказы со всеми необходимыми атрибутами, так чтобы особенные зрители чувствовал себя в безопасности. Скажем, дверь остается открытой, а свет полностью не гасится – это необходимые требования.
Понадобилось полтора года, прежде чем такие адаптированные сеансы появились. В интервью «МК» Авдотья рассказала, что сталкивается со специфическим отношением к себе, занимаясь благотворительностью. В том числе это связано с ее семейным положением. «Люди думают, что я отмываю деньги Чубайса, или, наоборот, ворую их для него. Всем, кто занимается благотворительной деятельностью, приписывают странные мотивации, воспринимают как жуликов и сумасшедших», — сказала она. Во всех начинаниях ее поддерживает муж. Авдотью все чаще посещают мысли завершить свою кинематографическую деятельность. Ей есть чем заняться, а ее благотворительные проекты требуют большого внимания.
Справка «МК»: Авдотья родилась в творческой семье. Ее дед – писатель Сергей Смирнов, автор знаменитой книги «Брестская крепость», отец – актер и режиссер Андрей Смирнов, снявший «Белорусский вокзал», «Осень», «Жила одна баба», «Француз», мама — актриса Наталья Рудная.
Первым мужем Авдотьи был питерский искусствовед и старший научный сотрудник Эрмитажа Аркадий Ипполитов. В 21 год Авдотья родила от него сына Данилу, который недавно окончил продюсерский факультет. Сама Авдотья училась на филологическом факультете МГУ, изучала театроведение в ГИТИСе, занималась журналистикой, пока не начала писать сценарии, во многом благодаря Алексею Учителю. Они совместно работали над «Манией Жизели» о русской балерине Ольге Спесивцевой, затем – над сценарием о писателе Иване Бунине, из которого вышел «Дневник его жены», а потом была совместная «Прогулка».
На телевидении Авдотья Смирнова вела вместе с писателем Татьяной Толстой программу «Школа злословия», где они беседовали с известными людьми.
В 37 лет Авдотья Смирнова стала режиссером. Ее фильм «Связь» — о романе столичного женатого бизнесмена и замужней жительницы Петербурга, где главные роли сыграли Михаил Пореченков и Анна Михалкова. Смирнова экранизировала «Отцов и детей» Ивана Тургенева, которых прохладно встретила критика, хотя это очень интересный опыт. Ее следующая режиссерская работа — «Два дня» — сделана со сценаристом Анной Пармас. И опять это история любви, теперь уже сотрудницы музея (Ксения Раппопорт) и состоятельного московского чиновника (Федор Бондарчук). Так Авдотья приближалась к собственному роману с высокопоставленным человеком, не подозревая об этом.
В 2012 году она сняла «Кококо» с участием Анны Михалковой и Яны Трояновой. В том же году вышла замуж за главу «Роснано» Анатолия Чубайса, который старше почти на 15 лет. Авдотье тогда было 42 года. А познакомились они лет за десять до этого события, чуть ли не на съемочной площадке у Андрея Смирнова. И только спустя время дружеские отношения переросли в роман. Авдотья не спешила узаконить отношения, пока не поняла, что встретила мужчину, с которым хотела бы прожить до конца своих дней».