Многие по-прежнему видят здесь политику и Брекзит, желание закрыться, обособиться от остального мира. Уже введённые ограничения обретут силу закона 6 января, когда вернётся с рождественских каникул парламент и проголосует по этому вопросу. На сей раз официальный Лондон, получается, дышит одним воздухом с ЕС — как известно, остальная Европа находится в полном затворе как минимум до 10 января. И это помогло.
Итак, с этой ночи в Британии действует следующие правила.
Все магазины, торгующие не жизненно важными товарами, закрываются. Рестораны и бары смогут работать только на вынос, но продажа алкоголя будет запрещена. Школы и университеты будут работать в удалённом режиме.
Допускаются поездки на работу, если это совершенно необходимо, походы в продуктовые магазины и аптеки. Гражданам выходить из дома разрешается в случае проблем со здоровьем или экстренных происшествий. Разрешено выходить один раз в день для занятий спортом на свежем воздухе на час.
Не планируют пока закрывать детские площадки на открытом воздухе, объекты культурного наследия, церкви, похоронные бюро, кладбища и крематории.
В Соединённом королевстве 5 января зарегистрировано 58923 случаев COVID-19. Это максимальное количество за весь период пандемии, и цифры продолжают расти. Скорее всего, англичанам придётся сидеть дома до середины февраля, самые большие пессимисты предрекают — до Пасхи. Это связано с распространением новой мутации коронавируса, которая курсирует в Лондоне и Кенте с начала сентября . Полагают, что она более заразная и в гораздо большей степени поражает молодёжь и детей.
«Я переболела новым штаммом вируса, — поясняет 37-летняя Виктория, которая живет в Лондоне. — Я перенесла его без температуры, в лёгкой форме. Отличия от обычного вируса — более долгое и волнообразное течение. То хорошо, то опять плохо. Все это длилось около трёх недель. С новыми карантинными мерами смирилась. Если я ничего не могу изменить, что толку возмущаться?»
«Не надо будет ходить на работу тем, кто еще работал. Средние и старшие дети уже сидят дома, а младших сегодня отвела в младшую школу, но где логика? Сидим взаперти, носим маски, а тут младшие вернутся — и все мы опять в группе риска. По слухам, весь этот кошмар не закончится раньше апреля», — считает русскоязычная Кристина из Ланкшира.
«Мы устали жить в ограничениях, я считаю, что третий по счету локдаун — уже слишком, тем более, что он ничего не меняет, — уверен ещё один пользователь по имени Брендон из Лондона, он англичанин. — Надо понять, чего мы хотим — временно разгрузить медицинскую систему, как это было до этого, или победить вирус полностью. Но тогда, как и в Китае надо сидеть на строгом карантине, оградиться по периметру, а потом гасить отдельные вспышки. Правда, не уверен, что мы не опоздали со всем этим из-за новой мутации».
Для сравнения — в некоторых других странах Европы ситуация вроде бы немного налаживается.
«Заболеваемость у нас резко падает, — рассказывает Жанна, русскоязычная жительница Германии. — В конце декабря было около 50 тысяч заболевших в день, сразу после Нового года 12 тысяч, сегодня уже около шести тысяч, я смотрела. Все очень устали, но тем не менее, послушно сидят по домам. Если человек заболевает и его заражение приходится на время карантина, то его ждёт штраф и большие неприятности. Граждане обязаны доносить о подобных нарушениях, в принципе, я считаю, что это правильно».
«У нас конкретно чуть больше 30 человек в клинике. За сутки в среднем умирает один пациент. Это, конечно, хорошие показатели, по сравнению с тем, что было ещё месяц назад», — рассказывает один из сотрудников крупной немецкой клиники, попросивший не называть его имя и город.
Гораздо лучше обстоят дела и во Франции. Там вообще сегодня зафиксировано всего 209 случаев заражения.
Многих британцев волнует, что ужесточение правил практически не коснётся мигрантов и выходцев из других стран, которые живут за счёт английских налогоплательщиков. Некоторые из них ведут какой-то мелкий бизнес среди своих, но заставить всех следовать новым правилам невозможно. Кстати, есть мнение, что новая мутация коронавируса связана с выходцами из ЮАР.
Между тем, эпидемиологи подтверждают опасность мутировавшего штамма именно для подрастающего поколения. «Эти данные свидетельствуют о том, что ситуация в Великобритании, вероятно, станет намного хуже», — предупреждают специалисты.
Британская мутация коронавируса оказалась особенно заразительна для детей и подростков до 19 лет. То есть это именно та ситуация, которую так боялись ещё весной в начале пандемии — что пострадают дети. Об этом на днях сообщила Дипти Гурдасани, старший преподаватель эпидемиологии Лондонского университета королевы Марии, на своей странице в Twitter. По её словам, британский штамм COVID-19 с большей вероятностью может спровоцировать более тяжёлую симптоматику в младшей возрастной группе. Из-за этой особенности болезнь может быстрее перейти к взрослым, что приведёт к ускоренному распространению вируса и новым смертям, предупреждает эксперт. Она добавила, что эти выводы «очень тревожны», и призвала «действовать уже сейчас».
А исследователи из Йельского университета (США) обнаружили к тому же у заразившихся коронавирусной инфекцией пациентов так называемые аутоантитела. Их отличие от обычных антител в том, что они не борются с коронавирусом, а «нападают» на организм человека и его иммунную систему, их эффект может продолжаться даже после того, как организм справился с инфекцией.
Британский штамм коронавируса уже добрался до Америки. Заражение им выявлено в американском штате Нью-Йорк, заболел мужчина 60 лет. Соответствующее заявление сделал в понедельник губернатор этого штата Эндрю Куомо на пресс-конференции, которая транслировалась на его сайте. По словам губернатора, одна из лабораторий Нью-Йорка «подтвердила заражение британским штаммом в округе Саратога». «В последнее время больной не путешествовал, что свидетельствует о том, что этот вариант вируса присутствует в нашем сообществе», — подчеркнул Куомо.
Ранее заражение новым штаммом COVID-19 выявbkb ещё в трех американских штатах. В конце декабря новая разновидность инфекции была обнаружена в Калифорнии и Колорадо, а в начале января — во Флориде.
Реаниматолог из Бруклина Евгений Пинелис на этот раз настроен более пессимистично. Ещё месяц назад на своей странице в соцсети он надеялся, что Нью-Йорк не пострадает от второй вспышки, так как после весны должен был выработаться коллективный иммунитет. Переболели тогда несколько миллионов человек как минимум. Однако, увы, похоже, это правило не сработало. Иммунитета нет. Люди начали заражаться повторно новыми штаммами.
«Уже два дня город ставит рекорды по количеству заболевших, — пишет Евгений сейчас. — Процент положительных тестов безостановочно ползет вверх. В Южном Бруклине и примкнувшему к нему Боро-парку, русских и еврейских районах, процент положительных тестов уже выше 15, что сказывается достаточно очевидным образом на госпитализациях. В больнице Кони-Айленд, где коек в полтора раза меньше, чем у нас, пациентов с ковид в два раза больше».
Между тем, как утверждают сами жители Нью-Йорка, люди перестали утруждать себя соблюдением эпидемиологических правил. В ресторанах негде яблоку упасть: «В комнатке размером двадцать квадратных метров сидело человек восемнадцать. Между ними сновали официанты. На двери красовалась надпись: «Сто процентов заполнения — 40 человек, 25 процентов — 10». Впрочем, можно выбрать зимнюю веранду на улице, но там холодно.
«Что еще закрывать, не понятно, где взять койки для всех пациентов — тоже, — продолжает доктор Пинелис. — Опять, как и в первую волну, включается социальный компонент. В богатых благополучных районах рост минимальный. Люди сидят на удаленке, службы доставки работают, на время праздников и каникул можно уехать из города, продолжая работать. В это время население бедных районов заполняет поезда, отправляясь на заработки. В министерство путей сообщения, по моим ощущениям, решили увеличить интервалы поездов, так что сейчас вагоны в час пик да и вне его полны. Почти всегда в вагоне есть несколько человек без масок. В основном молодые крепкие мужики».
Говорят, что в государственных больницах начинают отменять плановые процедуры, задумываются о переводе клиник на удаленку. Опять пошли письма об открытии новых реанимаций.
По словам разработчиков абсолютно всех вакцин, новый штамм не должен повлиять на эффективность вакцинации, но что там на самом деле, никто не знает, так как мутация коснулась именно S-белка, который присутствует в том числе и в российской вакцине. Понятное дело, что фармакологические компании будут отрицать до последнего, что изменение свойств вируса может подставить под сомнение смысл прививочной компании. В Россию, по словам чиновников, английский штамм ещё не пришёл.
В отличие от Европы и Америки, у нас, как обычно, свой путь. Несмотря на то, что сейчас ситуация с ограничениями ближе к провалившемуся весной «шведскому варианту», есть некоторые расплывчатые рекомендации быть осторожными, в регионах кое-где введены ограничительные правила, которые по факту не всегда не соблюдаются. Толпы курортников тусуются на горнолыжных подъемниках в Сочи, полностью закрывшийся на Новый год Санкт-Петербург, отсидев недельный локдаун, уже вышел на улицу, в питерских кафе не протолкнуться…
Тем не менее цифры положительно диагностированных в РФ невероятным образом падают день ото дня. Если 31 декабря диагноз COVID-19 поставили 27747 больным, то 5 января таких было всего 24 246 человек.
Правда, не исключено, что в праздничные дни, особенно на отдыхе, захворавшие будут терпеть до последнего и не обращаться к врачам даже с признаками явного коронавируса.
А что будет потом, когда новогодние каникулы закончатся? Не получится ли, согласно словам героя одного легендарного праздничного фильма: «Конец новогодней ночи, завтра наступит похмелье. Пустота. Самое интересное, что вы оба знаете, что я прав»?