Эксперт увидел угрожающий рост смертности в России

0

Изначально эксперты предполагали, что самым летальным за весь пандемийный год будет ноябрь (с пиком 15-20 ноября). Однако по итогам декабря ситуация оказывается ещё хуже ноябрьской. Только-только появилась статистика по декабрьской смертности из 16 регионов, а обычно данных даже из десяти регионов вполне достаточно, чтобы сделать первичный анализ ситуации в стране. 

Сильнее всего из отчитавшихся субъектов РФ смертность в декабре выросла в Мордовии – прирост по сравнению с декабрем 2019 годом составил почти 120% (а за год 22,7%)! В Краснодарском крае умерло на 80,8% человек больше, в Калининградской области — на 75%, в Тульской – на 70%, Смоленской — на 68,2%. Самый низкий прирост в декабре из 16 регионов зафиксирован в Ингушетии (20,4%), однако статистика кавказских республик вызывает недоверие у многих экспертов.

«Если данные из этих 16 регионов экстраполировать на всю Россию, то мы получим в декабре рост числа актов о смерти по сравнению с декабрём-2019 на 96 тысяч человек (245,3 тысячи против 149,2 тысяч). Это ещё больше, чем прирост на 78,5 тысяч в ноябре. Я предполагал в декабре прирост в 60 тысяч смертей, а их оказалось на треть больше», — говорит Алексей Ракша.

У такого роста смертности в декабре эксперт видит несколько причин. Первая – региональные ЗАГСы захлебнулись в резко выросшем количестве свидетельств о смерти и просто не успевают их обрабатывать. Об этом свидетельствует, например, опыт Мордовии, где в ноябре был подозрительно невысокий по сравнению с соседними регионами прирост числа умерших на 27%, а в декабре он вдруг скакнул до 120%. Кроме того, информация в ЗАГСы нередко приходит с опозданием. Во многих регионах страны разрешено хоронить людей без справки о смерти образца ЗАГС.  И очень часто реальные смерти попадают в статистику с опозданием в 2-3 месяца: люди не спешат сообщать о произошедшем в семье горе в официальные структуры.

Еще одна причина – отложенные последствия COVID-19. Все чаще люди, получившие коронавирусную инфекцию, умирают не сразу, а через несколько месяцев после инфицирования (от тромбов, сосудистых проблем, проблем с почками и пр.). И это говорит о том, что избыточная смертность сохранится еще на несколько месяцев даже после окончания пандемии.

Эксперт подсчитал, что за 2020 год прирост числа умерших по сравнению с прогнозом выльется в 338 тысяч, или 18%. Весь этот прирост случился в стране в период с апреля по декабрь, тогда как в первые три месяца 2020 года число умерших было ниже, чем за аналогичный период 2019 года, на 13 тысяч. «За весь год снижение числа умерших при хорошем стечении обстоятельств могло бы составить 50 тысяч. Если б не COVID-19, который привел к приросту», — продолжает эксперт.

Если верить расчетам Ракши, это означает, что обусловленная пандемией реальная смертность в нашей стране близка к худшей в Европе Испании (+18-19%) и хуже, чем США (+16%), где ситуацию считают катастрофической. Годовой прирост смертности в Италии не ожидается выше 16-17%, в Великобритании оценивается в 14,6%, Болгарии — 14,5%, Польши – 15-16%, Литве 13,3%, Чехии — 10,5%. В Норвегии никакой избыточной смертности нет вообще, в Дании, Новой Зеландии, Эстонии она минимальна. «Хуже чем у нас, ситуация только в Перу, Эквадоре, Боливии и Мексике. Бразилия под вопросом – возможно, там дела все-таки лучше», — утверждает демограф.

Такой высокий прирост смертности, по данным эксперта, приведет к снижению продолжительности жизни в стране примерно на 2,9 года (для сравнения: с 2005 года она постоянно росла и выросла на 8,5 лет). В 2020 она впервые за несколько лет резко снизится и составит примерно 70,44 года. Естественная убыль за 2020 составит около 695 тысяч человек против 316 тысяч в 2019.

В свое время Алексей Ракша работал в Росстате и отметил, что особенно искусно манипулировать данными о причинах смерти российские регионы начали после майских указов президента (они требовали уменьшить показатели смертности от сердечно-сосудистых и ряда других заболеваний). «Тогда на местах стали кодировать причины смертей как выгодно и как прикажут, чтобы подогнать нужные результаты. Сегодня это искусство освоено, поэтому очень часто COVID-19 скрывается за сердечной недостаточностью, тромбоэмболиями и прочая. Минздрав 19 марта выпустил приказ о необходимости вскрывать всех «ковидников», что позволяет находить у умерших массу заболеваний. Сегодня эти приемы исказили ковидную статистику», — считает Ракша.

Эксперт строит прогноз на наступивший 2021 год, на протяжении которого, по его подсчетам, умрет не менее 2 миллионов человек (прогноз Росстата 2019 года — 1,79 млн). И это — очень оптимистичный прогноз, подчеркивает Ракша. Вакцинация, увы, идет медленно, и, если она продолжится такими темпами, в этом году страна не получит коллективного иммунитета. Однако если к лету удастся вакцинировать большое количество людей, есть надежда, что следующий холодный сезон мы переживем легче.

Читайте материал «Уволенный советник Росстата раскрыл картину коронавируса в России»

Первоисточник