Мы также попытались сравнить по этим параметрам российскую и американские вакцины. А помог нам в этом иммунолог, эксперт по общественному здоровью и международному здравоохранению, кандидат медицинских наук Николай Крючков.
– Николай Александрович, если оценить общее количество вакцинированных, какая из стран сейчас лидирует в мире по этому показателю?
— Конечно, США являются одной из стран-лидеров, где раньше были разработаны и внедрены в клиническую сеть РНК-вакцины Pfaizer и Moderna. По данным на 6-8 января только вакциной Pfaizer было привито около 2 миллионов американцев.
На одной из лидирующих позиций находится 10-миллионный Израиль, который обещал иммунизировать 75-80 процентов своего населения уже к марту 2021 года. Израильтяне, которым локдаун обходится слишком дорого, вдвое переплатили американцам за вакцину, чтобы те согласились продать ее им в приоритетном порядке. Насколько я знаю, они заплатили около 320 миллионов долларов — стоимость двух дней локдауна для страны. Что же касается нашей вакцины «Спутник-V», ею охвачены 350-400 тысяч граждан, около 80 тысяч из которых составляют военнослужащие.
– Из постов, которые публикуют вакцинированные в соцсетях, можно извлечь очень противоречивую информацию: у одного появились антитела к коронавирусу после первого укола, у другого – нет. Как быстро появляется защита после «Спутника V» и РНК-вакцин?
– Обычно уже после первой фазы вакцинации некоторое количество антител появляется и от нашей, и от американских вакцин. По нашей существуют лишь некоторые разрозненные данные, которые говорят о появлении антител через 2-3 недели, а также о том, что у трети вакцинированных они могут вообще не появиться после первой инъекции. Зато после второй, которая делается через 21 день, антитела появляются в достаточном количестве почти в 100 процентах случаев. Максимальное их количество нарастает спустя 2-3 недели после второго укола. Это определяется уровнем специфических антител к цельному S-антигену, или лучше – к S1- и RBD-антигенам.
– Почти все, кто сделал прививку «Спутником V», испытывают побочные эффекты в виде повышения температуры, общего недомогания в первые дни…
– Это не побочные эффекты, это показатели реактогенности вакцины. К примеру, РНК-вакцины менее реактогенны, но в более отдаленной перспективе, как мы видим сейчас, способны вызывать тяжелые аллергические реакции и даже смерти пациентов. «Спутник V» в этом «не был замечен», несмотря на свою более сильную реактогенность в первые дни, которая не связана с напрямую с долгосрочными реакциями. Кстати, наиболее близкой к нашей по этому показателю можно назвать астро-шведскую вакцину AstraZeneca, которая так же, как и «Спутник V», создана на основе вектора аденовируса.
— На какой по продолжительности иммунитет можно рассчитывать людям, прошедшим вакцинацию?
– По словам директора Института им. Гамалеи Гинцбурга, защита у вакцинированных от COVID-19 будет длиться до двух лет. Немного не понятно, на чем основано такое, возможно, завышенное, ожидание. Но и те, кто говорит про четыре месяца защиты тоже, на мой взгляд, не совсем правы. Думаю, надо брать некую среднюю цифру.
— Предположим, это 6-8 месяцев. Можно ли будет потом проводить ревакцинацию тем же «Спутником V»?
– Как мы знаем, эта вакцина основана на аденовирусе, который является носителем для белков коронавируса. Так вот, при введении такой вакцины у человека начинает вырабатываться иммунитет к самому вектору аденовируса. Соответственно, с последующей вакцинацией, если человеку введут ту же самую вакцину, она будет менее эффективна.
Есть также еще одна причина, которая, скорее всего, станет препятствием для повторного введения «Спутника V». Это мутации коронавируса. Через полгода его доминирующие штаммы могут отличаться от нынешнего, а значит, и вакцина может быть не такой эффективной.
Скорее всего, для ревакцинации от коронавируса логичней будет использовать другие виды вакцин. Это могут быть новые рекомбинантные вакцины, вакцины на основе другого аденовируса, РНК-вакцины. И наоборот, тем, кто сегодня получает вакцины западного производства, ревакцинацию лучше проводить нашим «Cпутником».
Читайте материал "Эксперт увидел угрожающий рост смертности в России"