Репортажи о церемонии торжественного открытия огромной бронзовой скульптуры императора-«миротворца» в Гатчине прошли по всем центральным каналам телевидения. Среди зрителей нашлись глазастые, а, главное, теоретически подкованные граждане, которые обратили внимание на одну из наград на груди бронзового государя. По идее, это должен быть орден Святого Апостола Андрея Первозванного, однако у такого ордена звезда имеет восемь лучей, а на памятнике орден почему-то с шестью лучами.
Информация, которую тут же стали обсуждать в Сети, быстро дошла по назначению, и уже на следующий день состоялось «перенаграждение» бронзового царя. Как написал в соцсетях автор монумента, скульптор Владимир Бродарский, это была «техническая ошибка». Теперь у государя на груди красуется «правильная» звезда ордена Андрея Первозванного — с восемью лучами.
Бывали и другие «монументальные» ошибки, когда у памятников обнаруживали какие-то фактические или исторические «нестыковки».
Например, через много месяцев после того, как в 2011 году открыли в честь очередной годовщины Петербурга скульптурную группу «Зодчие», посвященную известным архитекторам, работавшим в Петербурге, выяснилось, что произошла непреднамеренная подмена личностей: вместо архитектора Тома де Томона (автора знаменитого ансамбля биржи на стрелке Васильевского острова) изображен шотландский химик Томас Томсон. Созвучие фамилий подвело авторов композиции.
В Брянске накануне открытия памятника, посвященного освоению космоса, выяснилось, что под барельефами некоторых известных ученых, внесших большой вклад в развитие космической науки и техники, помещены их имена и фамилии, написанные с ошибками. Например, Константин Эдуардович Циолковский был там назван Эдуардом, а Альберт Эйншейн превратился по недосмотру в Альберта Энштейна. Пришлось в последующие несколько дней исправлять эти «ляпы». Но фотографии с прежними неправильными именами-фамилиями сохранились.
Прокол получился и с памятником известному оружейнику Михаилу Калашникову. Специалисты в области стрелкового оружия обнаружили, что в оформлении скульптуры использована совершенно неуместная по смыслу деталь: там размещена в виде барельефа схема штурмовой винтовки, спроектированной для солдат нацистской Германии конструктором Хуго Шмайссером. В этом случае впоследствии тоже была проведена «работа над ошибками».
Известный всем москвичам памятник Юрию Долгорукому тоже не обошелся без нареканий на его правдоподобность. Правда, в этом случае ошибку создателей могут увидеть только явные специалисты по части лошадей: ведь речь идет о коне, на котором восседает бронзовый князь. Комментарии на сей счет корреспондент «МК» услышал когда-то от одного из старейших сотрудников Музея коневодства: «Во времена Долгорукого таких лошадей попросту не существовало. Тогда под седлом ходили довольно-таки миниатюрные степные лошадки, а тут изображен монументальный кавалерийский конь — из тех, что были выведены сравнительно недавно».
«Обмишурились» наши соседи — эстонцы. Зимой 2016 года в Нарве они открыли памятник своему земляку, выдающемуся гроссмейстеру Паулю Кересу. Он изображен сидящим за шахматной доской: по замыслу автора, представлен фрагмент партии шахматиста на последнем в его жизни турнире в Канаде против Уолтера Брауна. Однако при создании композиции произошла досадная ошибка. Гроссмейстера посадили не на ту сторону стола, «заставив» играть белыми. А у них показана проигрышная позиция. Между тем, как в реальности в той партии Керес победил, играя черными фигурами. Пришлось потом бронзового гроссмейстера пересаживать на другую сторону шахматного стола.