«А я ведь тоже представляла свой суицид. Меня останавливало только то, что вдруг у меня ничего не получится, и тогда надо мной все станут смеяться. Это началось сразу после тренинга, откуда я с трудом сбежала», — заявила москвичка Наталья Р., потерпевшая по данному делу.
Всего пострадавших шестеро. Но не факт, что все они готовы идти до конца. Одна женщина сейчас глубоко беременная, ей не до допросов. Еще один мужчина проживает в Сочи.
Третья потерпевшая пропала. Не исключено, что у нее сильно пострадала психика. В свое время родители нашли ее на полу совершенно пустой квартиры, раскачивающуюся из стороны в сторону. Все вещи и мебель из дома она продала, так как хотела угодить деятелям курсов личностного роста.
Пострадавших намного больше, считает Наталья Р., однако, по ее словам, многие не хотят влезать в этот скандал, так как боятся мести и не верят в то, что владельцев тренинга в итоге привлекут к уголовной ответственности.
Сейчас все три основных бенефициара — Роман Тихонов, его супруга Наталья и ее дочь Ксения Н. — скрылись от органов предварительного следствия и находятся в федеральном розыске. По некоторым данным, Роман находится в Израиле и оттуда все так же продолжает руководить доходным бизнесом «Московского тренингового центра». По данным ФНС России, он указан как один из участников этой организации вместе со своей женой Тихоновой Натальей, а генеральным директором в ЕГРЮЛ указана Наумова Ксения. С октября прошлого года в отношении центра налоговой было заявлено о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ об этой организации сведений. А с августа 2021 года этого центра уже не существует в связи с прекращением юридического лица.
Странное происходило с недвижимостью Т. СК РФ и судебные приставы наложили арест на два из четырех принадлежавших ему объектов, но одна из квартир стоимостью 240 миллионов рублей, как сейчас выясняется, оказалась продана.
«Те, кто находится в розыске, далеко не единственные и не самые главные лица в этой организации, — вздыхает потерпевшая Наталья. — Например, есть еще как минимум одна владелица — супруга известного адвоката, из уголовного дела выведена».
До этого подозреваемый Роман Т. организовывал ныне закрытые в РФ курсы «Весна жизни» и «Роза мира», кальки с западных лайфспринг-методик. По сообщению ГСУ СК РФ по городу Москве, в центре как раз такая методика — «трехуровневый психологический тренинг, опасный для психического здоровья и негативно воздействующий на личность».
В 2008 году в США после прохождения подобной «игры» покончила с собой известная модель Руслана Коршунова. В Болгарии другая участница добровольно ушла из жизни вместе со своим ребенком.
Каким же образом неглупые и небедные россияне с высшим образованием попадают в тренинговые сети, разрушая свою карьеру и разрывая отношения с близкими и друзьями?
«В октябре 2019 года я лишилась работы, была расстроена и подавлена, — продолжает потерпевшая Наталья Р. — Я ушла в депресняк, так как вдобавок ко всему надо было платить за съемную квартиру, а у меня на иждивении трое детей, и с мужем в разводе. И тут в соцсетях объявилась знакомая, которую я не видела двадцать лет. Она начала мне активно писать и завлекать на некие курсы, «которые ей очень помогли», переформатировали мозги, и теперь она успешная бизнесвумен».
Перечитывая эти сообщения сейчас, Наталья понимает, что ее в состоянии эмоциональной нестабильности фактически принудили взять кредит на непонятное обучение. «Я была тогда в угнетенном состоянии и очень ведомая, поэтому мной легко было управлять. А мою приятельницу, как позже выяснилось, обучили специальным методикам по вовлечению в тренинг новых адептов. Знакомая убеждала меня долго и занудно, проще было согласиться, нежели объяснять, почему я не хочу этого делать».
Наталья взяла банковский кредит — 100 тысяч рублей. Этих денег ей хватило на оплату первого и второго этапов тренинга. На самый продвинутый, третий уровень средств все равно не было. Тем более что где-то в глубине души девушка осознавала, что здесь что-то не так.
«Мне все не нравилось изначально. Я не понимала громкой музыки, странных заданий, кучи подписанных документов».
На первом уровне все обнимались, рыдали, кричали, считали друг друга одной большой и дружной семьей. И так с 10 утра до 23 вечера нон-стопом пять дней подряд.
Однако более дорогостоящее продолжение психологического курса Наталью сильно напрягло. «Тренер орал, что мы ничтожества, всячески гнобил и унижал. Я в конце концов не выдержала его хамства, высказала все, что думаю, и хлопнула дверью».
Почувствовав изменения в своей психике и сдав тест, показавший наличие запрещенных веществ в ее организме, Наталья позвонила в полицию. Приехали «скорая помощь» и психиатрическая бригада. «Со мной связался оперуполномоченный из Савеловского отделения полиции, который предложил встретиться. Но в итоге он меня промурыжил девять дней, прежде чем отправил на официальную экспертизу. Меня гоняли из кабинета в кабинет, и стало понятно, что делать никто ничего не хочет».
Уже странно, что сам тренинг проходил не абы где, а на режимном государственном объекте, где производят детали для самолетов. Когда же уголовное дело было все-таки возбуждено, организаторы сменили локацию и арендовали номера в гостиницах.
«После того как журналисты сняли обо мне сюжет, со мной связалась женщина, чья дочь покончила с собой в результате прохождения этого тренинга. Мы нашли еще одного мужчину, чья жена, мать двоих детей, также ушла из жизни», — рассказывает Наталья.
Ее саму запугивали. Угрожали передать договор, который она подписала перед прохождением тренинга, в психдиспансер по месту жительства, якобы в этом документе уже стояло, что у нее не все в порядке с психикой, и это выяснилось на психологическом тестировании еще до начала занятий. Но если все так, тогда зачем Наталью вообще взяли на эти курсы?
Нечего терять только матери, чья дочь покончила с собой. Наталья Борисовна самая первая пыталась вывести на чистую воду организаторов тренинга, который считает, по сути, сектой.
«На момент смерти дочери было 28 лет. Мало того, в эту «секту» был вовлечен еще и мой несовершеннолетний сын. Они оба записались на этот тренинг. Да, я дала расписку, что не против его участия, так как ничего не знала о том, что там происходит, думала, обычные психологические курсы, ребята молодые, значит, им надо».
Наталья Борисовна по предложению дочери также посетила однажды гостевой вечер, но ей на нем не понравилось. «Последние месяцы своей жизни дочь очень изменилась. Она брала деньги в долг, бездумно тратила их, совершала другие неадекватные поступки. Хотя до этого была очень серьезным и здравомыслящим человеком. Что они сделали с ее подсознанием? Какие психотехники применили? Она посетила все три этапа тренингов. Незадолго до самоубийства она начала говорить, что понять суть тренинга можно только пройдя его до конца».
Потерпевшей Наталье Р. пришлось лечь на лечение в клинику неврозов, чтобы прийти в себя. Последствия ее преследуют до сих пор, бывает, она думает, что сама виновата во всем, а организаторы делают хорошее дело.
Жертвы тренинга пытались возбудить уголовное дело по статье «Экстремизм» (282.2 УК РФ), так как в действиях этой организации, как они считают, наблюдаются его признаки, участники обосабливаются от мира, придерживаются крайне радикальных взглядов, испытывают нетерпимость к оппонентам, на которых натравливают адептов.
«Мы пытались, чтобы нас услышали, что эти группы представляют общественную опасность, да, мы пострадали, но проблема гораздо глубже, увы, кому-то, видимо, было выгодно, чтобы все осталось на низовом уровне. Нашим делом интересовалась ФСБ. За два года мы дошли до заместителя Бастрыкина, и только после этого расследованию дали ход, вы не представляете, сколько сил и нервов пришлось положить, прежде чем возбудили это уголовное дело. Могу только предложить, что следствию мешали намеренно, преуменьшая общественную опасность происходящего. И даже сегодня, когда ведутся обыски, другие подобные курсы продолжают свою работу, они просто зарегистрировались под новыми названиями, но методики воздействия на людей остались прежними», — резюмирует Наталья.
Нет никакого регламента, который контролирует деятельность подобных организаций на территории РФ и что там происходит. Несмотря на то, что по закону тренингами имеют права заниматься только сертифицированные психотерапевты.
«Конечно, многие не прочь управлять своей ручной сектой, тем более что у нас в России сделать это очень легко и, как мы видим, практически ненаказуемо. Эти организации расползлись по всей стране, по всем регионам. Мы знаем даже одного машиниста электрички, который отучился на подобных курсах и теперь проводит свои. Если вы видите, что ваш знакомый решил заняться личностным ростом и стал странным, покажите ему эту статью, остановите его, если хотите спасти его психику», — говорят потерпевшие.
Как сообщила журналистам старший помощник руководителя столичного главка СК РФ Юлия Иванова, сейчас в рамках уголовного дела совместно с оперативными службами у администраторов и активных участников тренинга проводятся обыски по одиннадцати адресам.