Первые признаки того, что с QR-кодами на транспорте вышла заминка, появились еще в конце прошлой недели, когда стало известно, что министр транспорта Виталий Савельев не придет общаться с депутатами Госдумы. В ночь на 13 декабря спикер Госдумы Вячеслав Володин в своем телеграм-канале объявил, что вопрос «снят с рассмотрения».
Речь шла лишь о «снятии вопроса с повестки» пленарного заседания 16 декабря. В понедельник тот же спикер на заседании фракции «ЕР» с участием вице-премьера Татьяны Голиковой (глава Минздрава Михаил Мурашко и глава Роспотребнадзора Анна Попова присутствовали, но в основном молчали) сказал, что на прошлой неделе думский Комитет по транспорту «вел диалог с правительством» и было решено в первом чтении этот законопроект доработать. Перенести на неопределенный срок.
Значит, 16 декабря в первом чтении примут лишь тот законопроект, который прописывает общие для всей страны правила введения QR-кодов — после того как «ЕР», имеющая почти три четверти голосов в Думе, объявила о его поддержке, это можно считать делом решенным.
Г-жа Голикова, вся в черном, переходя из одной фракции в другую, пять раз за день повторила один и тот же доклад. Сначала об эпидемиологической ситуации: она в России остается нестабильной, а после появления «Омикрона» превращается в «непредсказуемую». Из 177 россиян, прибывших из ЮАР и соседних с ней стран Африки, коронавирус обнаружен у 10%, что свидетельствует о повышенной заразности нового штамма. А скоро праздники, люди начнут активнее перемещаться по стране и по миру, и «возможность завоза продолжает сохраняться».
Голикова напомнила, что сейчас в России коллективный иммунитет (переболевшие в течение последнего года плюс полностью привитые) на уровне 55,8%, а к концу года вообще-то ставилась задача достичь уровня в 80%, который в развитых странах считается уже недостаточным…
Она, конечно, не сказала, что Россия — страна неразвитая, и потому задача выполнена не будет. А если и будет, то не за счет вакцинации. Зато постаралась развеять «мифы» вокруг законопроекта, который всего лишь разрешит регионам делать то, что некоторые из них и сейчас делают: вводить на своей территории требование предъявлять при посещении мест массового скопления людей и массовых мероприятий специальный документ, который свидетельствует или о вакцинации, или о перенесенном недавно заболевании. Это намного лучше, чем локдаун, считают в правительстве. А федеральный закон нужен, чтобы «ввести по всей стране единый порядок применения отдельных норм».
«Буквально оборвали телефоны», — пожаловалась на заседании фракции вице-спикер Анна Кузнецова («ЕР»). «Как быть человеку, который переболел, не обращаясь к врачу или бессимптомно, и анализ крови показывает, что у него высокий титр антител?» — спросила она. Татьяна Голикова сказала, что по поручению президента и правительства в общем и целом уже придумано, как в таких случаях быть.
Одна история — это те, кто получил положительный ПЦР после 1 января 2021 года, но к врачу не ходил и лечился дома сам. Данные о них у Роспотребнадзора есть. Надо будет сдать анализ на антитела, и, если таковые обнаружатся, выдадут документ сроком на год о том, что гражданин переболел. Другая история — те, кто думает, что переболел, но ПЦР никогда не сдавал: им тоже можно будет сдать анализ на антитела и при их наличии получить документ о перенесенном заболевании, но лишь на полгода.
При этом г-жа Голикова особо оговорила: ни ВОЗ, куда правительство РФ обращалось с запросом, ни одна из стран мира вообще не меряют никакие антитела и не устанавливают по ним никакие достаточные или недостаточные уровни защиты. Там просто проводят повторную вакцинацию после определенного периода, и всё.
Глава думского Комитета по охране здоровья Дмитрий Хубезов («ЕР») попросил разъяснить, как можно будет получить сертификат, если есть медицинские противопоказания к вакцинации — перечень заболеваний, дающих право на медотвод, «до конца правительством не определен». Голикова пообещала, что до конца декабря ясность наступит, но у граждан с медотводом при посещении мероприятий QR-код активируется только при наличии свежего отрицательного ПЦР-теста.
Как быть россиянам, которые привились за рубежом иностранными вакцинами или даже российским «Спутником»? Приехав на родину, они должны будут сдать анализ на антитела, и им выдадут бумагу сроком на 6 месяцев. О взаимном признании сертификатов с ЕС и другими государствами ведутся переговоры, но результата до сих пор нет…
Как минимум две фракции, КПРФ и «СР», в первом чтении намерены голосовать «против». Лидер КПРФ на заседании фракции с участием вице-премьера QR-коды иначе как «аусвайсами» не называл. Коммунисты собрали 200 кг подписей «против принудиловки к вакцинации», сообщил он, и отправят их в Дом правительства фельдъегерской почтой. «Во фракции из 57 человек 42 переболели, двое умерли, 31 привился, восемь человек из них дважды и трижды, в том числе и я», — доложил г-н Зюганов, предупредив, что возмущение граждан приобрело массовый характер, они никому не верят, а «власти не верят в первую очередь, потому что обманывает часто».
Когда законопроект о QR-кодах может стать законом, если власти не передумают, конечно? Не раньше конца января: борьба с эпидемиями — предмет совместного ведения центра и регионов, перед вторым чтением, как и перед первым, эта инициатива отправится на 30 дней в субъекты РФ.
Что касается законопроекта о QR-кодах на транспорте — его при наличии политической воли можно будет принять хоть за неделю во всех возможных чтениях, длительной рассылки в регионы он не требует.