Примеры и оценки, котрые привели эксперты, расставляют точки над «и» по принципиальным вопросам. Во-первых, пропуска, подтверждающие иммунологический статус гражданина, уже используются практически повсеместно и в глобальном масштабе, и, не первый месяц, во многих, если не всех, регионах России как дополнение для ограничительных мер. У нас вопрос лишь в том, чтобы ввести разнообразие региональных подходов в некое общее русло и правовой порядок. Во-вторых, вариант использования QR-кодов российские власти в результате выбрали не просто щадящий и разумный, но и в существенных деталях почти беспрецидентный.
Наш QR-код это просто справка, переведеная в специфический технический вид для удобства ее быстрой проверки, что важно в местах, где нежелательно собирать большие очереди. О том, как обстоят дела в мире с разного рода аналогичными документами, рассказали руководитель Экспертного совета ЭИСИ Глеб Кузнецов и руководитель лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Петр Кирьян.
Глеб Кузнецов напомнил, что QR-коды в разной форме уже применяются по всему миру, разница лишь в жесткости модели. В Африке или в Индии для жителя, редко покидающего свою провинцию или деревню вариант наиболее простой и необременительный. А есть максимально жесткие и многоуровненвые, как в Италии, или том же Нью-Йорке. Таким образом вопрос в том, вводить ли коды не стоит, он в том, чтобы сделать все наименее травматично, учитывая условия и не отступая от здравого смысла. К чему наши власти, несколько поразмыслив и пришли. При этом в нашей системе планируется предусмотреть выдачу QR-кода по наличию антител к ковиду в анализе крови, а не по записи о прививке и т.д. Такое пока есть только у самых продвинутых – у швейцарцев и израильтян.
Петр Кирьян на весьма широком материале Европейского Союза и США показал варианты ограничений, котрые реализуются властями с примнением кодов. В наиболее жестких европейских вариантах без QR и подобных документов едва ли можно куда-то поехать, либо приехав, скажем на работу, можно туда не попасть или заплатить немалый штраф. В числе стран, практикующих подобные вещи были названы Испания, Великобритания, Франция, отдельные земли Германии и т.д. В ряде стран -Голландии, Бельгии и других, есть своего рода послабление: для регулярных выходов и путешествий необходимо постоянно обновлять за свой счет недешевый сертификат о ПЦР-тесте. Во Франции он, например, действует один день. Власти США пошли еще дальше: без прививки человек фактически теряет право работать в полиции, здравохранении, госорганах, обслуживающих граждан. Власти стран демократического мира уже плотно взлись за пожилых людей, на подходе активные меры по стимулированию вакцинации младших школьников. Эксперт при этом, однако отметил, что в России все ж есть возможность отказаться от распространенных в Европе «ковровых бомбардировок», и применять чужой опыт лишь в подходящей части.
Руководитель департамента региональных программ ЭИСИ Дарья Кислицына напомнила участникам и гостям круглого стола историю использования в России ограничительных мер и QR-кодов, котрые только начиная с октября этого года применялись в регионах весьма широко, охватывая, в зависимости от местных условий, различные отрасли и сферы – от учреждений спрта и культутрных мероприятий до торговли и транспорта. Опыт использования ограничений, даже весьма жестких, показал, что чем полнее и эффективнее принимаемые меры, тем быстрее, как в Москве или Севастополе, устраняются кризисы и смягчаются ограничения. По мнению эксперта, смысл рассматриваемого Госдумой закона при этом как раз состоит в применении здравого смысла и возможности учитывать региональные факторы.
Зампредседателя Комитета Госдумы по информационной политике, профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Олег Матвечев рассказал о процессе выбора российскими властями (и депутатами в частности) щадящего варианта использования QR-кодов, и о том, почему было решено снять с рассмотения нормы, запрещающие пользование транспортом без предъявления кода. При обсуждении жесткого и мягкого вариантов ограничений депутаты приняли во внимание аргументы тех, кто говорил, что эксцессы с пассажирами, пусть и не очень многочисленные, вполне в состоянии вызвать дезорганизацию транспортных потоков, как единственная фура может остановить надолго МКАД. Эту же точку зрения поддерживали и транспортники, указывавшие, что последствия резкого введения допуска в поезда и самолеты только по QR-кодам не просчитывались, но могут оказаться весьма серьезными. Учитывая, что к моменту рассмотрения законопроекта также несколько удучшилась эпидемиологическая ситуация, депутаты и решили отказаться от наиболее жестких мер и ограничений.
Информация, предоставленная руководителем практики политического анализа ВЦИОМ Михаилом Мамоновым, по существу показала, что настроения россиян сами по себе не говорят в пользу каких-то экстренно жестких мер. Понимание опасности инфекции остается на стабильно высоком уровне – внятно говорят об этом две трети опрошеных (в Москве и Петербурге еще больше). Примерно такакя же ситуация и с отношением к нобходимости вакцинации. И что особенно важно, опросы показывают: при том, что 51% россиян уже так или иначе сталкивались с системой получения QR-кодов, лишь в единичных случаях они сталкивались с какими-то проблемами, имеющими, к тому же технический характер.