Россия достигла новых договоренностей с Сирией по возврату детей-беженцев

0

Гуманитарная катастрофа на территории Сирии, Ирака и Ливии вызвала не только поток беженцев – проблему, которую до сих пор расхлебывает весь мир. На разоренной территории остались дети и женщины. Под сомнительные зеленые знамена были собраны тысячи выходцев из Европы, сотни американцев и граждан бывших стран СНГ. Оказались там и россияне. Под исход войны игиловцами было создано детское подразделение. После разгрома и несчастные подростки, и совсем малыши оказались кто где: в тюрьмах вместе с матерями, в больницах, в детдомах, у усыновителей. Часто дети истощены и больны, большинство из них – круглые сироты. И, будучи свидетелями ужасов войны, страдают от посттравматического расстройства.

Сейчас Национальный центр управления обороной РФ при поддержке других ведомств организует в Сирии гуманитарную помощь. В 2021 году в страну было доставлено из России 1175 тонн гуманитарного груза, куда вошли лекарства, продукты питания, электрогенераторы, одежда, учебные принадлежности и другие вещи, необходимые для выживания и образования детей. Были даже проведены новогодние представления с российским Дедом Морозом для местных детей.

Вывоз российских детей из Сирии – большая и трудная работа. От ее начала и до настоящего времени спецбортами МЧС было эвакуировано 228 детей. Внутри таких самолетов спецслужб очень необычная атмосфера – там много детских игрушек, а шарики медики из сопровождения приспособились надувать из медицинских перчаток.

228 возвращенных детей – это много, учитывая, что вывоз очень непростая процедура. Чтобы изъять ребенка из приюта, больницы или тюрьмы, требует судебное решение сирийской стороны. Но для суда у ребенка должно быть гражданство, а зачастую у рожденных на территории игиловских лагерей документы отсутствуют. Много детей, у кого документы утеряны. Если оба родителя погибли, требуется подтверждение родства с взятием теста ДНК.

Минуя все сложности, уже подготовлены документы на вывоз свыше 140 детей. И порядка 1000 обращений о розыске на территории стран Ближневосточного региона внуков, детей и племянников зафиксировано в аппарате уполномоченного по правам ребенка. Особенно сложно разыскивать людей на курдской стороне, где больше всего разрушены госсистема и инфраструктура страны. По сообщению, прозвучавшему от омбудсмена на недавней встрече со СМИ, на курдской стороне остается около 150 российских детей, которых нужно вывезти. Но и тут есть прогресс.

«Понимания необходимости дальнейшего сотрудничества в этом вопросе мы достигли и с представителями курдской стороны, – сказала на встрече координационных штабов Мария Львова-Белова. – Очень надеемся, что все договоренности будут выполнены, и уже с января мы начнем планомерную работу по вывозу детей из лагерей Аль-Холь и Рож, а также по забору ДНК-материала у вновь выявленных детей, предположительно являющихся российскими гражданами».

Детский омбудсмен также подчеркнула важность изучения опыта других стран, столкнувшихся с проблемой вывоза «детей войны» в регионе. Необходимо обмениваться методиками и наработками, опытом специалистов, которые занимаются возвращением детей в их семьи. Одним из новых перспективных направлений дальнейшего сотрудничества с Сирией Львова-Белова назвала помощь детям с инвалидностью: первая леди Сирии Асма Асад лично курирует эту тему.

– Мы работаем над усилением комплексного сопровождения воссоединившихся семей – от первой встречи до дальнейших консультаций и адресной работы в тех регионах, где они будут жить, – сказала Мария Львова-Белова.

Люди не очень стремятся рассказывать о родственниках, связанных с ИГИЛ. Хотя ехали туда вовсе не только из Чечни и Дагестана – из Москвы, Петербурга, Нижегородской области и Краснодарского края, из других регионов страны. Теперь все истории – словно под копирку: в лагерях беженцев бьют, не дают звонить домой, отнимают вещи и телефоны. Свирепствуют болезни: дизентерия, желтуха… Те семьи, чьи дети, а это, как правило, дочери, давно не выходят на связь, чают вернуть домой хотя бы внуков.

Первоисточник