Итоги 2021 года: битва телевизора с коронавирусом

0

Примечательно, что среди «главных побед» опрошенные выделили выступление российской сборной на Олимпийских играх и Паралимпийских играх (7%) и борьбу с пандемией коронавируса (5%). Спортивные победы на международной арене по-прежнему составляют предмет гордости граждан страны, а вот победу над коронавирусом отметил лишь каждый двадцатый, что очень мало по сравнению с тем, какое место в общественной повестке занимает пандемия.

ВЦИОМ также составляет рейтинги артистов и журналистов года. Но в них не попали ни первая российская актриса-космонавт Юлия Пересильд, ни первый российский журналист, удостоившийся Нобелевской премии мира, Дмитрий Муратов.

Между тем агентство «Ассошиэйтед пресс» среди событий года отметило полеты миллиардеров в стратосферу. Подвиг Юлии Пересильд, летавшей на МКС, намного более выдающийся, однако не вызвал всплеска народного энтузиазма. Возможно, потому, что Джефф Безос и Ричард Бренсон летали на собственных космических аппаратах. Что называется — за свой счет. А полет российских кинематографистов в космос оплачивался государством. Годы экономической стагнации и падения доходов учат россиян считать государственные расходы.

В номинации ВЦИОМ «Слово года» вновь безусловным лидером стал коронавирус. Россияне выбрали три главных слова 2021 года: коронавирус (38%), рост цен (34%) и QR-коды (28%). С учетом того, что QR-коды вводятся для борьбы с коронавирусом, а инфляция, толкающая вверх цены, также вызвана во многом последствиями пандемии, коронавирус следует признать абсолютным чемпионом 2021 года, его главным антигероем и причиной массовых страхов.

Однако борьба с пандемией в России ведется весьма непоследовательно. Эксперты Всемирного банка отметили, что низкие темпы вакцинации тормозят восстановление российской экономики. Видимо, для роста экономических показателей в следующем году россиян обяжут получать QR-коды о прохождении вакцинации. Но общество расколото на ваксеров и антиваксеров. К QR-кодам и вакцинации нет полного доверия. И насколько гладко пройдет внедрение этого новшества в следующем году — вряд ли кто-то возьмется точно прогнозировать.

Уходящий год также отметился всплеском ностальгии по СССР. Хоккеисты сборной России выходили на матчи Кубка Первого канала в форме с надписью СССР. На посольстве США в Москве в день распада Советского Союза 25 декабря появилась световая проекция советского флага. Опросы социологов также показывают позитивное отношение респондентов к советскому прошлому.

Те, кто жил в Советском Союзе, помнят, что реальная жизнь в «стране победившего социализма» сильно контрастировала с телевизионной «картинкой». И эта советская особенность стала ярко проявляться в современной России. В то время как население запугано коронавирусом, телевизор стращает соотечественников «блоком НАТО» и перспективой вхождения Украины в Североатлантический альянс. Российское руководство требует от Вашингтона и Брюсселя письменных гарантий безопасности, возвращения НАТО к конфигурации 1997 года и прочих невыполнимых уступок.

Эти требования приводят западных политиков и аналитиков в полное замешательство, поскольку не отвечают современным реалиям международной политики. Лучшие «специалисты по России» США и Европы пытаются разгадать истинные намерения Кремля, вычислить хитрый геополитический замысел, который скрывается за требованиями Москвы.

Реальная причина обострения конфликта с Западом заключается в попытке переключить внимание российской общественности с внутренних проблем на международные. Примерно по той же схеме, как это происходило в СССР, но гораздо эмоциональней и экспрессивней. Украину не собираются в обозримом будущем принимать в НАТО, что вызывает раздражение украинцев, поскольку им из года в год говорят, что «двери открыты», но внутрь не пускают. Запад не собирается воевать с Россией и всячески уклоняется от конфронтации. Это тоже очевидно. Зачем же обострять до предела конфликт с Западом по поводу расширения НАТО? Именно потому, что НАТО и Запад в целом не представляют реальной угрозы для России. Это безопасный соперник, ветряные мельницы, которые выдаются за грозных великанов. Советские стереотипы об «угрозе НАТО» возрождаются и многократно усиливаются работниками пропагандистского труда на фоне ностальгии части российского общества по «светлому советскому прошлому». Страх перед виртуальной угрозой должен вытеснить страх перед угрозой реальной.

Однако данные опроса ВЦИОМ, приведенные выше, убедительно свидетельствуют, что реальные тревоги большинства россиян связаны с пандемией и ее последствиями. Перспективы в следующем году выглядят не очень оптимистично. Цены продолжат рост, чего нельзя сказать о росте доходов населения. Центробанк повышает учетную ставку для сдерживания инфляции. Но эта мера не способствует экономическому росту и выходу из кризиса. Приоритетом экономической политики является удержание макроэкономической стабильности. QR-коды введут, но экономический эффект от этого тоже вряд ли будет заметен. Социальное напряжение, по всей видимости, усилится.

Экономические трудности и затянувшаяся пандемия смещают фокус внимания общества с внешних угроз на внутренние. При всем обилии жесткой риторики в адрес Запада в войну с Украиной большинство россиян не верят и НАТО не боятся. Как не боялись в позднем СССР ядерной войны с США. По той простой причине, что решение бытовых проблем было главным приоритетом советского человека.

Разница между советским и российским обывателем в том, что в СССР приходилось бороться с дефицитом товаров, а в России — с дефицитом денег. Но в обоих случаях задача выживания занимает первое место в списке жизненных приоритетов. А информационная война с «блоком НАТО» потребляется в формате реалити-шоу, чтобы скоротать вечера после утомительной борьбы с реальными проблемами и отвлечься на виртуальные. В следующем году, судя по всему, шоу продолжится…

Первоисточник