Тюрьма Бастёй (Норвегия): теннис и рыбалка
В этой тюрьме, расположенной на островке Бастёй во фьорде примерно в 75 км к югу от Осло, содержатся немногим более ста заключенных, которые в пределах тюремного комплекса занимаются теннисом, верховой ездой, рыбалкой и принимают солнечные ванны. В рейтинге, составленном консалтинговой компанией Olatorera Consultancy, это заведение строгого режима, которое называют «самой красивой тюрьмой мира», занимает первое место.
Вполне вероятно, что проживающие в стильных деревянных коттеджах и работающие на местной ферме зеки часто забывают, что они заключенные. А ведь некоторые из «сидельцев» совершили очень серьезные преступления с применением насилия. Так что Бастёй – это самая крупная тюрьма строгого режима в Норвегии. И все-таки заведение более смахивает на этакую общину, нежели на место лишения свободы.
Дело в том, что приговоренные за тяжкие преступления заключенные не начинают отбывать свои сроки с острова Бастёй. Чтобы попасть туда, они должны подавать заявление, продемонстрировав явное желание измениться. И отсидев перед этим срок в более традиционных тюрьмах. Заявления отклоняются, если чиновники сочтут, что заключенный представляет угрозу.
При заселению в Бастёй новичкам на первых порах может быть нелегко – ведь в обычных тюремных заведениях их жизнь расписана посекундно, а на новом месте им приходится самим выбирать себе занятия. Но, судя по всему, с этой задачей люди справляются.
В 2014 году тюрьма была награждена премией Blanche Major Reconciliation Prize 2014 года – за «продвижение человеческих ценностей и толерантности»
А ведь когда-то, с начала ХХ века, на острове помещалось детское исправительное заведение, печально прославившееся благодаря бунту несовершеннолетних преступников в 1915 году, подавленному военными (тем драматическим событиям был посвящен фильм «Король острова Дьявола»). Лишь в 1970 году это учреждение было закрыто. А в 1982 году основана «прогрессивная тюрьма».
Теперь же на острове – его площадь составляет 2,6 кв км – заключенные живут в домах со своими спальнями и общими удобствами. Они могут носить свою одежду, посещать тюремный магазин, библиотеку или церковь. Питаются блюдами, приготовленными шеф-поваром.
В свободное время зеки могут поиграть в футбол или позаниматься в тренажерном зале. К услугам тюремного населения кинозал и еженедельная программа курсов, лекций, мероприятий и концертов.
Критики говорят, что Бастёй — это больше лагерь отдыха, чем исправительное учреждение. Достаточно сказать, что из семи десятков сотрудников тюрьмы только пятеро остаются на тюремном острове на ночь – остальные после рабочего дня разъезжаются по домам на пароме. Норвежские власти уверяют, что такой более мягкий подход более эффективен.
В Норвегии Бастёй именуют «экологической тюрьмой». Заключенные работают каждый день, ухаживают за лошадьми и овцами, помогают управлять фермой или рубят деревья на дрова. Они проходят программы обучения, осваивая новые навыки при подготовке к выходу на свободу.
А с учетом того, что Бастёй – тюрьма без стен и вооруженной охраны, возникает вопрос: что тут с побегами? Но бегут из этой тюрьмы крайне редко (в 2015 году один заключенный бежал, используя доску для серфинга и весло) – ведь если беглеца поймают, он не сможет вернуться на остров.
«Жизнь в тюрьме должна напоминать жизнь за ее пределами, насколько это позволяют соображения безопасности и ресурсы, — пояснил Герхард Плоег, старший советник норвежского министерства юстиции в статье в New York Times. — Чем более постепенным будет переход от заключения к свободе, тем выше шансы предотвратить повторное преступление».
В Норвегии самый низкий уровень рецидивизма в Скандинавии. Только 20% заключенных были повторно осуждены через два года после освобождения. Напротив, исследование, проведенное в 29 американских штатов (а в Америке самое большое количество заключенных в мире) выявило гораздо более высокий уровень повторных правонарушений: более 50% заключенных в Соединенных Штатах возвращаются в тюрьму в течение трех лет после освобождения.
В Норвегии также действует политика постоянной поддержки, в соответствии с которой каждый, кто освобожден из тюрьмы, будет иметь доступ к услугам, которые помогут им с жильем, работой и медицинским обслуживанием. Этот контакт выходящих на волю заключенных с социальными службами начинается задолго до освобождения. Например, им разрешается приступить к работе вне тюрьмы за полтора года до выхода из нее.
В Норвегии не существует пожизненного заключения. Самый длительный тюремный срок составляет 21 год или 30 лет максимального срока за преступления, связанные с геноцидом, преступлениями против человечности или другими военными преступлениями. Правда, в случае с «норвежским стрелком» Брейвиком, как прогнозируют эксперты, срок содержания террориста под стражей может быть и продлен, если суд сочтет, что он представляет обществу угрозу (сейчас он сидит во вполне комфортабельном трехместном «номере» тюрьмы Скиен).
Средний же срок заключения в скандинавской стране составляет около 8 месяцев. По мнению норвежских экспертов, более длительные сроки не служат сильным сдерживающим фактором, а связь между суровым наказанием и сокращением преступности далеко не очевидна.
Тюрьма Аддьюэлл (Великобритания): 40 часов уроков
Специальная обучающая тюрьма Аддьюэлл в одноименной деревне на юге Шотландии предоставляет каждому из своих обитателей по сорок часов еженедельно для развития полезных навыков. Особое внимание уделяется тому, чтобы помочь здешним заключенным целенаправленно и полноценно вернуться к гражданской жизни.
Пенитенциарное заведение управляется частной компанией Sodexo Justice Services и имеет контракт с Шотландской тюремной службой.
Строительству новой тюрьмы стоимостью 80 миллионов фунтов стерлингов предшествовали начавшиеся в январе 2004 г. шестинедельные консультации с общественностью. Тюрьма, построенная на месте закрытого еще в пятидесятые годы химзавода, открылась 12 декабря 2008 года и вмещает семь сотен заключенных, еще около 100 мест считаются резервными.
В отчете за 2018 год о проверке тюрьмы пенитенциарное заведение описывалось как «хорошо спроектированное», обеспечивающее заключенным много естественного света повсюду. «Жилые помещения поддерживались на высоком уровне, со встроенными туалетами и душевыми в каждой камере», – отмечалось в докладе.
Несмотря на высокое место в мировом рейтинге «комфортабельных» тюрем, в Аддьюэлле не все так уж в реальности и гладко. Во всяком случае, менее чем через год после ее открытия, в октябре 2009 года произошли тюремные беспорядки, в которых участвовали около 20 заключенных, в результате чего сотруднику администрации потребовалась госпитализация. Два сотрудника следственного изолятора при тюрьме были ранены во время бунта в январе 2010 года. В марте 2011 года главный инспектор тюрем выразил обеспокоенность по поводу уровня нападений на тюремный персонал в Аддьюэлле.
Исправительное учреждение Отаго (Новая Зеландия): полы с подогревом
Эта тюрьма была основана в 2007 году. Забор по периметру с высокой степенью защиты окружает большое открытое пространство с отдельными зданиями для проживания и обслуживания заключенных.
В период с 1997 по 2007 год новозеландский департамент исполнения наказаний осуществляли крупную строительную программу по развитию тюрем. Эта программа стоимостью 1 миллиард новозеландских долларов включала сдачу «под ключ» новых тюрем (среди них и учреждение в Отаго) с учетом прогнозируемого роста численности заключенных.
Рассчитанное на 335 мест Отаго славится упором на развитие разнообразных навыков. Там проводят уроки светотехники, молочного животноводства и кулинарии ради эффективной реабилитации осужденных для новой жизни на свободе.
В тюрьме даже имеется наркологическое отделение для заключенных, страдающих от наркозависимости и алкоголизма.
Внешне тюремный комплекс выглядит весьма привлекательно: ряд современных зданий, окаймленных зелеными подстриженными лужайками. Но достаточно ли этой картинки для того, чтобы относить исправительное учреждение к самым комфортабельным в мире?
Несмотря на то, что в Интернете различными сайтами оно действительно преподносится как «Милтон Хилтон», где заключенные будто бы могут расслабиться в максимальной роскоши, пока они отсиживают свои сроки, местное издание Otago Daily Times недоумевает: «Да, в исправительном учреждении Отаго есть полы с подогревом, несколько телевизоров с плоским экраном, скромная библиотека, спортзал и множество других удобств, которые многим из нас понравятся. Но роскошь? Нет, если верить менеджеру учреждения Джеку Харрисону и, по крайней мере, одному из заключенных. По словам Харрисона, установка полов с подогревом дешевле и эффективнее, чем любой другой вид отопления».
В каждом крыле тюрьмы и в самом деле есть по телевизору с плоским экраном, плотно привинченным к стене, заключенным разрешается устанавливать в своих камерах собственные телевизоры при условии разрешения со стороны администрации.
Есть возможности для занятий физическими упражнениями и активного отдыха, а библиотека и медицинские учреждения стали неотъемлемой частью предоставления основных услуг заключенным, помогая им реинтегрироваться в общество после освобождения.
По словам Джека Харрисона, некоторые политики пиарятся, критикуя количество потраченных на эту тюрьму денег, но сегодняшние пенитенциарные учреждения сильно отличаются от тех, что были построены всего 20 лет назад. Ключевым моментом, по мнению тюремного управляющего, стало создание такого места, где может произойти положительная реабилитация.
А один заключенный, отбывавший сроки в разных новозеландских тюрьмах, хвалит заведение Отаго не из-за удобной обстановки. По его словам, другие места лишения свободы «похожи на убожество» и никого не побуждают выходить из камеры и вообще проявлять мотивацию, зато в Отаго среда оказалась гораздо более позитивной: «Я мог бы попасть сюда и просиживать штаны, ожидая окончания моего срока. Но это то место, где ты действительно чувствуешь, что можешь улучшить себя. Здесь хорошо, но это не роскошный особняк или что-то в этом роде».
При этом помещенное на третье место в рейтинге самых комфортабельных тюрем новозеландское исправительное заведение не может похвастаться, что в нем тишь-гладь да Божья благодать. По состоянию на 2016 года там было зафиксировано 300 инцидентов с нападениями. Что привело администрацию к решению создать спецкоманды, имеющие право использовать перцовые баллончики и проводить рейды в поисках оружия, наркотиков и другой контрабанды.
Центр правосудия Леобен (Австрия): камера для объятий
«Причудливая европейская резиденция для ненасильственных преступников», как ее называют в прессе, австрийская тюрьма Центра правосудия предоставляет каждому из своих заключенных отдельную камеру с отдельной ванной комнатой, мини-кухней и телевизором.
К услугам тюремного населения также полностью оборудованный тренажерный зал, баскетбольная площадка и зона отдыха на свежем воздухе.
Расположенный в Штирии судебно-тюремный комплекс в Леобене был спроектирован известным архитектором Йозефом Хоэнзинном и достроен в ноябре 2004 года. Тюрьма с 205 заключенными полностью занята «сидельцами» и предназначена для предварительного заключения и содержания под стражей в уголовном порядке на срок до 18 месяцев.
По периметру тюрьмы нанесены две надписи: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» и «Со всеми лицами, лишенными свободы, следует обращаться гуманно и с уважением достоинства, присущего человеческой личности».
Тюремные помещения спроектированы как жилые кварталы, в каждом из которых проживает до пятнадцати человек. При каждом блоке имеется небольшая кухня, санузел, тренажерный зал и комната отдыха, а также лоджия, которая расширяет внутреннюю свободу передвижения за счет «выхода на улицу».
Помещения для работы и отдыха задуманы таким образом, чтобы заключенные могли пользоваться ими самостоятельно, без сопровождения. Это освобождает персонал от лишней нагрузки и предотвращает полное ограничение свободы.
Внутренние дворы, прогулочный сад на крыше и спортивные сооружения действуют как «фильтр» между заключенными и стеной, но спроектированы таким образом, чтобы исключить запрещенный контакт между тюремным и внешним миром.
Тюрьма Леобен была первой в Австрии, где оборудовали специальную комнату для длительных свиданий, известную как «камера для объятий».
Заключенным в Центре правосудия Леобен предоставляется довольно много свободного времени, когда они могут заниматься спортом, готовить ужин с использованием металлической посуды, а также носить собственную одежду. Это помогает сократить расходы на содержание тюрьмы и заключенных.
Тюрьма Аранхуэс (Испания): детские радости
В прессе испанское пенитенциарное учреждение Аранхуэс, расположенное в 40 км к югу от Мадрида, громко назвали «пятизвездной семейной тюрьмой». Решая проблему разрыва семей в исправительных учреждениях, это новаторское заведение предоставляет детям младшего возраста возможность прожить свои первые годы со своими заключенными родителями. Оснащенная кроватками, украшенная персонажами Диснея, с детской игровой площадкой, испанская тюрьма дает заключенным шанс ощутить родительские радости, несмотря на обстоятельства.
В тюрьме насчитывается 36 семейных камер, но дети могут здесь оставаться только до трехлетнего возраста. После этого их забирают и отправляют к родственникам или в социальные службы. Ну, а родителей отправляют досиживать сроки в обычные камеры.
И еще один немаловажный штрих. Комфортабельные условия, по словам тюремных психологов, создают возможности для обмана: многие заключенные женщины с ребенком, которому скоро исполнится три года, пытаются снова забеременеть, чтобы иметь возможность оставаться в семейных камерах. Людей понять можно, но с исправлением дурных наклонностей такая практика сочетается не очень.