Канал CNN приводит пример Мишель Кордес, диетолога в больнице в Чикаго. Она вакцинирована и, по ее словам, делала все возможное, чтобы избежать заражения вирусом – например, носила маску и избегала скопления людей. Поэтому, когда 30 декабря женщина почувствовала себя плохо, она подумала, что это простуда или, может быть, аллергия на кошку, которую ее дочь принесла домой из колледжа.
На всякий случай она сделала домашний тест на вирус и с удивлением обнаружила, что у нее положительный результат на Covid-19. Ее муж, сын и тесть также дали положительный результат.
«У всех нас развился кашель. У всех нас было стекание слизи из носоглотки. У меня был зуд в горле, и у нас с мужем были ночное потоотделение в течение четырех ночей подряд», — рассказывает Кордес.
«Легкая» — это слово, которое, кажется, соответствует симптомам Мишель Кордес по сравнению с теми, которые она видит у своих пациентов в больнице, признает она. Но ее болезнь и не была похожа на легкую простуду.
То, как на самом деле ощущается COVID-19, может сильно различаться. Исследования показали, что заболевание, вызываемое «Омикроном», как правило, протекает мягче, чем заболевание, вызванное вариантом коронавируса «Дельта», и у некоторых людей симптомы отсутствуют или наблюдаются лишь короткие незначительные насморки. Но новый штамм все же может вызвать серьезное заболевание, особенно среди непривитых. По данным Министерства здравоохранения и социальных служб США, в настоящее время 126 410 человек госпитализированы с COVID-19, что составляет около 89% от прошлогоднего пика.
Но даже заболевание, считающееся «легким», все же может быть неприятным и длительным.
Определение «легкого» COVID-19, данное Национальным институтом здравоохранения, включает в себя симптомы, с которыми люди слишком хорошо знакомы в наши дни – такие как лихорадка, кашель, боль в горле и усталость. Это симптомы, на которые, как поняла доктор Шира Дорон, «не стоит чихать».
Использование слова «легкий» «не предназначено для того, чтобы преуменьшить ваш опыт», — говорит доктор Дорон, больничный эпидемиолог и врач-инфекционист в Медицинском центре Тафтса в Бостоне.
Даже у людей с легким заболеванием может развиться то, что называется «затяжным COVID», с симптомами, которые сохраняются в течение шести месяцев и более. Доктор Шира Дорон считает, что «мягкий» термин, который предпочитают эксперты, возможно, необходимо переформулировать.
«Когда мы или когда в CDC или в Национальном институте здравоохранения говорят «легкий», мы действительно имеем в виду, что вы не настолько больны, чтобы отправиться в больницу, — рассказывает доктор Дорон. – Но когда вы заболеваете гриппоподобной болезнью, которая укладывает вас в постель, для вас это не легко».
Заболевшая COVID в «легкой» форме Мишель Кордес просидела в пижаме три дня, чего, по ее словам, она никогда раньше не делала. «Мы чувствовали себя паршиво и устали», — рассказывает женщина.
На этой неделе она чувствует себя лучше, но к работе она еще не вернулась.
Еще один американец, Дэйв Джудей, также был шокирован, когда 8 декабря рутинный тест на COVID-19 оказался у него положительным. Преподаватель радио и аудио в старшей школе Аризоны еженедельно проводит тесты и очень осторожно носит маску, потому что он не хочет принести болезнь домой своей супруге, у которой волчанка. Заместитель директора его школы даже сказал ему, что его положительный тест напугал людей.
«Они сказали мне, что если я могу заразиться COVID, любой может заразиться COVID, я очень осторожен», — говорит Джудей. По его словам, вакцины и бустеры сработали. Ему ни разу не пришлось ложиться в больницу, но легкая головная боль превратилась в одну из самых сильных головных болей при пазухах носа, которые у него когда-либо были. «Моя голова была похожа на 16-фунтовый шар для боулинга, и я чувствовал, как угасают обоняние и вкус», — рассказал Джудей. Он чувствовал себя достаточно хорошо, чтобы проводить уроки виртуально. «Хотя я сморкался по 500 раз, поэтому на своих занятиях я выглядел как олень Рудольф в Zoom, — говорит Джудей. – Я даже не хочу знать, что было бы, если бы я не был вакцинирован».
По словам доктора Дорон, когда у вашего тела есть эти симптомы, оно делает то, что должно: нейтрализует вирус. «Это хорошо, но это не очень хорошо, — рассказывает эксперт. – Симптомы сами по себе не опасны, и вам не нужно обращаться за медицинской помощью».
При легком COVID нет необходимости обращаться в отделение неотложной помощи, особенно в то время, когда ресурсы здравоохранения ограничены. Но называть болезнь «легкой» может иметь еще один недостаток: это может побудить некоторых людей не воспринимать COVID-19 достаточно серьезно.
«Было так много усталости от COVID — и это связано с желанием вернуться к нормальному или как можно более близкому к нормальному ходу вещей, — что люди могут фактически упростить свои симптомы и решить не проходить тестирование на COVID или грипп», — говорит доктор Уильям Шаффнер, профессор инфекционных заболеваний в Медицинском центре Университета Вандербильта. По его словам, даже при легких симптомах люди должны пройти тестирование на COVID-19, чтобы они знали, что нужно следить за ухудшением симптомов, требующих медицинской помощи. Тест также покажет им, нужно ли им изолировать себя, чтобы они не передавали коронавирус другим.
«Ваш случай может быть легким, но вы можете отдать его тете Сьюзи, у которой диабет, и она может заболеть гораздо серьезнее», — предупреждает доктор Шаффнер.
И хотя «Омикрон» может вызывать больше случаев легких заболеваний, чем предыдущие варианты, люди не должны использовать это как предлог для отказа от вакцин или бустеров. «Людей по-прежнему госпитализируют с этим, и подавляющее большинство по-прежнему не привиты, — говорит Шаффнер. – Больница — это не курортный отель».
Доктор Клаудия Хойен, директор отдела педиатрического инфекционного контроля в университетской больнице Rainbow Babies and Children’s Hospital в Кливленде (Огайо), также призывает всех пройти вакцинацию и ревакцинацию. По ее словам, больницы хорошо помогают людям с COVID-19, но симптомы и осложнения могут сохраняться еще долго после пребывания в больнице. «Мы видим данные, которые иногда показывают, что до 30% пациентов, попавших в отделение интенсивной терапии, никогда не возвращаются к жизни, — сказал Хойен. – Непривитые могут думать: «Кто-то меня спасет, и все будет хорошо», но, знаете ли, не все возвращаются к исходному уровню и к своей нормальной жизни».