Серафим Саровский был известен способностью исцелять больных. В Саровском монастыре, где он жил, он принимал посетителей из монашествующих и мирян, помогая им справиться с недугами. По легенде к нему обращался том числе император Александр I, а также другие знатные люди.
Старец скончался в 1833 году во время коленопреклоненной молитвы перед иконой Богородицы «Умиление». Серафима Саровского канонизировали по инициативе императора Николая Второго. Этот святой имел особое значение для российской императорской семьи – в 1903 году царская чета побывала на церемонии канонизации, там они молились о даровании им сына-наследника (после четырёх дочерей). Молитвы были услышаны: год спустя родился цесаревич Алексей Николаевич.
День его поминовения – 15 января, однако в народе есть ещё одно название для 15 января – Куриный Праздник. В этот день каждый, кто держал дома птиц, должен был предотвратить появление змея Василиска.
Хотя Василиск упоминается в Библии (иногда под именем «ехидны»), первые упоминания о нём появились ещё в Древнем Египте, и большая часть фольклора вокруг этого гада строится на мифах, а не на христианских текстах. Большинству современных людей о существовании мифического Василиска известно прежде всего благодаря книгам о приключениях Гарри Поттера. Согласно трактовке, предложенной Джоан Роулинг, гигантский убивающий взглядом змей должен появиться на свет из куриного яйца, высиженного жабой. В античной и древнеегипетской мифологии считалось, что Василиск рождается из яйца птицы ибис, которая, в свою очередь, питается змеиными яйцами – и таким образом «заражается». На Руси считали иначе: наши предки опасались, что яйцо, из которого вылупится Василиск, должно быть отложено черным семилетним петухом именно 15 января. Чтобы защитить домашнюю птицу от подобной неприятности, нужно было в углу курятника повесить черный камень с дырой в центре – его называли «куриным богом». Есть и другое мнение: якобы черный камень был нужен для защиты кур от кикиморы, которая могла их передушить в этот день.
Отсюда же пошли многие поверья. Если в ночь на 15 января вам приснились куры, об этом сне нельзя никому рассказывать – иначе вместо достатка (к нему снятся птицы) в дом придёт беда. Также нельзя употреблять в пищу куриное мясо, а также уток и гусей – считается, что на птичьих крыльях счастье может улететь из дома. Вот только нюанс: святой Серафим Саровский не имеет ко всему этому никакого отношения.
– Как и в случае с многими религиозными праздниками, нужно понимать: за тысячелетнюю историю существования христианской Руси многие народные обычаи смешались с церковными правилами, и два календаря также наслаиваются друг на друга, – рассказал «МК» священник, отец Аркадий Бузин, служащий в одном из храмов Подмосковья. – Так вот «куриный день» из русских народных примет не имеет никакого отношения к памяти святого Серафима Саровского: да, они оба выпадают на 15 января, но связи между ними нет. Поэтому православный человек может закрыть глаза на призывы исключить в этот день курицу из рациона – это же не пост! Главное – сходить в церковь и приложиться к иконе старца, это гораздо важнее.
По словам отца Аркадия, православная церковь крайне скептически относится к всевозможным народным поверьям, в которых фигурируют ведьмы, лешаки, водяные, эльфы и гигантские змеи. Поэтому верующий человек не должен принимать подобные сказания всерьёз.
Правда, есть и другое объяснение: 15 января также отмечают день памяти святого Сильвестра, который как раз был покровителем домашней птицы – и в этот день славяне проводили благоустройство курятников: ремонтировали насест, вычищали навоз и окуривали помещение дымом, чтобы изгнать нечистую силу. Считалось, что если в этот день зарезать курицу и съесть куриное мясо, можно навлечь на себя беду.