К каким только ухищрениям не прибегали педагоги «творческих» школ в локдаун. Многим запомнилась педагог по игре на фортепьяно с «селфи-палкой» на швабре: телефон был примотан скотчем к деревянной рукоятке. Или система зеркал, как при вызове Пиковой дамы, которую изобрела учитель художественной школы для того, чтобы изображение стало объемным. За два года многие преподаватели обзавелись дома хорошим цифровым оборудованием. Но всех проблем это, надо признать, не решило.
– На любых платформах даже при самом быстром интернете есть отставание по звуку, – говорит преподаватель вокала в Детской музыкальной школе Галина Андриенко. – Секунда или две, но этого хватает. Так петь просто невозможно в реальном времени. Выкручивались тем, что я пропевала отдельно, ребенок повторял, а потом я корректировала. Задания рассылала в аудиофайлах. Но это все был компромисс. Отставание от программы с моими учениками мы потом ликвидировали долго.
В тех же ДМШ есть сейчас три программы обучения: общеразвивающая, предпрофессиональная и внебюджетная, за деньги. Конечно, сильнее всего пострадали «предпрофессионалы», у которых больше часов и по специальности, и по сольфеджио. Кто-то и вовсе не выдержал совмещения дистанционных уроков и музыкалки и бросил музыку.
– Мы с огромным сожалением попрощались с музыкальной школой, была виолончель, – рассказывает Людмила Опанасова, мама 6-классника Левы. – У него всегда камнем преткновения было сольфеджио. Хороший слух, хорошие руки, но вот беда, мы сами не музыканты. Не могли ему помочь. Я не знаю, кто эту программу составляет, но ребенку самому в ней не разобраться. Пока не ввели этот дистант, Лева еще хоть как-то балансировал. Играл он хорошо, поэтому ему и поставили предпрофессиональную программу. Но когда им стали рассылать эти задания по сольфеджио просто на дом, фактически без объяснения, он не смог и не захотел дальше учиться. Очень жаль, пришлось уйти из предпоследнего класса ДМШ. Его педагог по специальности чуть не плакала, у Льва отличные природные способности.
У «художников»-бюджетников, у которых вся подготовка ведется на уровне предпроф, свои проблемы. Дисциплин очень много: живопись, рисунок, скульптура, история искусств, композиция. И все онлайн уроки ведутся днем – в то же время, что и школьные.
– Вот тут как хочешь, так и выбирай, – говорит мама 8-классницы Лены, Александра Мараева. – У нас и очным порядком все время были эти проблемы, с таймингом, так сказать. Скульптура начинается в 14.30, а седьмой урок в школе заканчивается в 15.30, к примеру. А ведь надо же еще добраться… Как-то крутились, пропускали то здесь, то там. А вот на дистанционке все шло просто параллельно. Записывали и смотрели потом. С некоторыми педагогами можно было отдельно проконсультироваться, они как-то входили в положение. Другие принципиально – мол, выбирайте, что для вас важнее. А как выберешь-то, если и в школе тоже экзамены надо сдать? Я вообще не понимаю, почему занятия в общеобразовательной школе и государственной художественной у нас настолько рассинхронизированы? Слышала, что у платных групп в нашей школе все по-другому. Там и вечерние часы для занятий находятся, и на дистанте в том числе.