Александр Удальцов: если дипломат любит другую страну, пусть работает в турагентстве

0

10.02.2022

Сегодня в РФ отмечается День дипломатического работника. О специфике работы в странах Балтии, Baltnews рассказал Исполнительный директор Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, Александр Удальцов.

Вот уже 20 лет ежегодно 10 февраля в России отмечается День дипломатического работника. Для многих профессия дипломата – это встречи, приемы, переговоры, романтика заграничных командировок. Однако это далеко не так.

О тяготах и курьезах службы, об отношениях России со странами Балтии, о работе с соотечественниками и многом другом Baltnews рассказал Исполнительный директор Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, Александр Удальцов.

– Александр Иванович, вот уже без малого полвека, как Вы состоите на дипломатической службе. Расскажите, почему Вы выбрали профессию дипломата?

– На выбор повлиял целый ряд обстоятельств, и в первую очередь – семейные. Я закончил советскую среднюю школу при посольстве СССР в Чехословакии в 1968 году. Отец в это время работал советником-посланником в нашем посольстве в Праге.

Я, живя за границей, наблюдал за работой сотрудников посольства, за работой отца. Там, кстати, я застал и «пражскую весну». Все это на меня сильно подействовало.

Александр Удальцов: если дипломат любит другую страну, пусть работает в турагентстве

События «пражской весны» в Чехословакии, 23 августа 1968. Фото: Sputnik / Юрий Абрамочкин

Потом я учился на историческом факультете МГУ, на кафедре истории южных и западных славян. Я изучал чешский и английский языки. Во время учебы я уже сотрудничал с МИДом, помогал в работе с делегациями. Потом был приглашен на работу, и в результате оказался профессиональным дипломатом.

Далеко не все сотрудники МИД – выпускники МГИМО, несмотря на то, что этот вуз наш, мидовский. Да, он готовит основную массу, но умышленно берут и выпускников других вузов. И эти ребята ничуть не хуже, а подчас, кто-то и лучше подготовлен.

К слову, одним из инициаторов создания МГИМО и его первым ректором, точнее на тот момент директором, был мой дед.

– Как Вы считаете, хорошо ли готовят российские вузы специалистов в области международных отношений? Или все-таки советская школа была сильнее?

– Чтобы узнать, как готовят наши вузы дипломатов сегодня, надо посмотреть, как осуществляется наша внешняя политика. Других критериев нет. За все эти годы я в МИДе проработал с восемью министрами иностранных дел, начиная с [Андрея] Громыко. Наша дипломатия всегда была и остается передовой. Другое дело, что времена были разные, и политика менялась. В стране были разные руководители и министры.

Главное, что могу я сказать: костяк профессиональных дипломатов был всегда сильным, надежным и хорошо подготовленным, как в советские времена, так и в российские. Объективность моей оценки подтверждают и события последних недель. Сегодня российская дипломатия стала доминирующей, хочет этого кто-то или нет.

– За долгие годы службы Вы занимали различные должности, были послом в Словакии, Латвии, Литве. В чем специфика работы в странах Балтии?

– Я долго занимался странами Балтии. В двух из трех я был послом. Первое, что я могу сказать: это наши соседи. А с соседями мы бы хотели быть в нормальных отношениях. Во-вторых, наши связи с Прибалтикой имеют многовековую историю.

Страны входили в состав Советского Союза, что предопределило связи с ними в различных областях – от производства до науки и культуры. Эти связи до сих пор до конца не разорваны, несмотря на стремление властей этих стран как можно дальше дистанцироваться от России. В политической сфере сотрудничества на сегодняшний день нет, во многих других областях связи заморожены.

Одной из основных особенностей Прибалтики является большое количество русскоязычных жителей в Латвии и Эстонии. Это и соотечественники, и граждане России, и неграждане. Данными вопросами занимается и наш Фонд. Кстати, больше всего заявок в наш Фонд приходит сейчас из Эстонии. Это говорит о том, что в республике далеко не все благополучно.

Есть объективные предпосылки для налаживания как минимум экономических отношений [России и Прибалтики]. Подчас власти балтийских государств под политическим давлением игнорируют данные факты, и это наносит им бо́льший ущерб, нежели нам.

Александр Удальцов: если дипломат любит другую страну, пусть работает в турагентстве

К сожалению, последние годы страны Балтии [находятся] в авангарде антироссийского движения Запада. Сегодня они относятся к числу основных наших оппонентов. И ведут себя иной раз развязно и недальновидно.

Мы являемся свидетелями, как они уже переписали нашу общую историю, особенно историю Второй Мировой войны, ее итоги. Это для нас имеет принципиальнейшее значение. Советский Союз уже считают «оккупантом». Есть понятие «советской оккупации». А отрицание «советской оккупации» может преследоваться по закону. Дело зашло слишком далеко.

Я не говорю уже о том, что в странах Балтии регулярно нарушаются права человека. Мы, как сотрудники Фонда, можем об этом судить по многочисленным обращениям жителей этих государств.

В этой ситуации работать нашим дипломатам очень непросто. Атмосфера очень недружественная.

Однако, оговорюсь, мы всегда должны отделять политику властей от настроений в обществе. Работая в Латвии и Литве, я очень много ездил, общался с людьми.

За семь лет работы в Литве я ни разу никаких личных недоброжелательных проявлений, оскорблений не встречал. Наоборот. Когда говоришь с людьми по душам, выясняется, что у нас гораздо больше общего, нежели предубеждений и недоверия, которые усиленно подогреваются властями.

Я глубоко убежден, что это временное явление. Объективная реальность будет подталкивать власти стран на путь более прагматичный. На путь, который этим странам принесет больше дивидендов.

– А были ли у Вас за столько лет службы какие-то, может быть, курьезные моменты?

– Все бывает в жизни дипломата. Хочу рассказать один из случаев. Четыре года назад мэром Вильнюса был избран Ремигиюс Шимашюс. Очень симпатичный молодой человек. Дело было к Рождеству, и я послал ему в подарок бутылку водки «Путинка». Я подумал, что он человек с юмором. Дальше события развивались весьма интересно.

Александр Удальцов: если дипломат любит другую страну, пусть работает в турагентстве

© facebook / Remigijus Šimašius / S.Ziura

На следующий день он сделал публичное заявление, мол, посол России прислал мне водку «Путинка», он должен знать, что мы критически оцениваем политику Путина, якобы этот подарок – провокация. Шимашюс решил продать эту бутылку на аукционе, а вырученные деньги пустить на «развитие демократии» в России. Я считаю, реакция была более чем неудачная и даже глупая.

Мне пришлось тоже сделать встречное заявление такого содержания:

«Уважаемый господин мэр, хотел бы выразить вам признательность от имени производителя вино-водочной продукции Российской Федерации за прекрасную рекламу. Кроме того, сообщаю вам, что согласно последним опросам, 60% жителей Литвы недовольны развитием демократии в вашей стране. Рекомендую вырученные деньги пустить на развитие демократии в Литве».

– В общей сложности 30 лет дипломатической службы Вы провели в различных загранкомандировках. Сложно ли так долго находиться вдали от Родины?

– Дипломатия – профессия специфическая, и связана она с переездами. Один вид чемоданов и коробок производит на меня сильное негативное впечатление. Естественно, человек ко всему привыкает. Люди почему-то думают, что работа дипломата очень радостная и выгодная. Но это не так. Это тяжелый труд.

Переезды и длительное пребывание за границей имеют и негативные аспекты в семейном плане. У меня двое детей, пятеро внуков. И сейчас, анализируя годы службы, я могу сказать, что, да, это все сказалось. Такова специфика. Когда ты выбираешь профессию, это надо четко понимать и быть к этому готовым.

– Сегодня Вы являетесь Исполнительным директором Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. Какими проблемами занимается Фонд?

– Фонд начал свою практическую деятельность десять лет назад. За эти годы он показал себя как очень важная составляющая нашего соотечественного движения. И, подводя итоги, нам приятно констатировать, что мы уже стали известны и востребованы среди соотечественников за рубежом.

Никто переписи соотечественников, конечно, не ведет, но их насчитывается, по самым грубым подсчетам, около 30 млн человек по всему миру. Этих людей нельзя бросать.

Наша главная задача, чтобы соотечественники чувствовали себя комфортно в тех странах, которые они выбрали для местожительства. Чтобы они пользовались всеми теми правами, что и граждане этой страны, чтобы их никто не ущемлял, не преследовал. И наконец, чтобы они не теряли связь с Родиной.

Одно из направлений нашей работы – просветительская. Люди должны знать, как себя вести в той или иной ситуации, знать и понимать законы страны пребывания. В этой связи один из приоритетов – создание правовых центров за рубежом. У нас уже функционируют 24 таких центра в 18 странах мира. В них работают профессиональные юристы. За прошлый год центры посетило около 10 тыс. человек.

Еще одно из направлений нашей деятельности – помощь тем людям, кто попал за рубежом в тюрьму. Мы оплачиваем работу их адвокатов. В Литве это и Юрий Мель, Алексей Грейчус, в США, к примеру, Виктор Бут, Константин Ярошенко. Это все наши настоящие и бывшие клиенты. Сегодня их у нас в общей сложности 39 человек.

К сожалению, таких людей становится больше. Вообще ситуация вокруг наших соотечественников не улучшается. Это продиктовано и непростой геополитической обстановкой, и русофобией.

– Много сказано и написано о том, какими профессиональными качествами должен обладать дипломат, чтобы быть успешным. Но, может быть, у Вас есть свой рецепт успеха?

– Образованность, воспитанность, специализация на аспектах региона, умение писать. Все думают, что дипломат по приемам ходит. Нет. Его основная работа – писанина. Все, что ты видишь в той или иной стране, должен доложить в Москву в письменном виде.

К этому всему необходимо добавить знание языков. Сегодня с этим проще, если сравнивать с советской системой образования. Сейчас люди ездят, общаются.

Также необходима доброжелательность и принципиальность, умение отстоять и защитить свою точку зрения. Никак нельзя и без чувства юмора.

А еще дипломат должен уметь ответить на любой вопрос. Вообще на любой.

Часто наши дипломаты, даже порой послы, приезжая в какую-то страну говорят, вот, мол, я полюбил вашу страну, она меня покорила.

Я считаю, что дипломат должен любить свою страну. Если он любит другую страну, пусть работает в туристическом агентстве. В этой связи очень важно, чтобы наши дипломаты не только любили свою страну, но и хорошо знали ее историю, географию, экономику, культуру.

Быть дипломатом – означает быть настоящим, полноценным и искренним представителем своей страны.

  • Россия

Источник