Из-за Сталина попал в лагеря первый муж Орловой. Но в тоже время только по воле генсека вышел фильм «Веселые ребята», после премьеры которого в актрису влюбился весь Советский Союз. Она ненавидела Иосифа Виссарионовича и не боялась давать приют в своем доме жертвам политических репрессий. И в то же время дом этот и квартира появились благодаря вождю.
Судьба Любови Орловой мистическим образом пересекалась с судьбой Марлен Дитрих. Две кинозвезды «зажигал» один и тот же режиссёр Александров, которого они обе страстно любили.
Как сошлись две звезды
С Михаилом Куницыным мы встретились в редакции «МК». Он привез с собой настоящие сокровища — чемодан вещей, принадлежащих легенде советского кино. Их ему подарила внучатая племянница Любови Орловой. Он бережно хранит эти артефакты уже много лет. И вот мы уютно располагаемся в зале, где стоит кресло Сталина (этот предмет из его кабинета стоит в нашей редакции). Раритет, к которому никто не прикасается и на котором никто не сидит, словно бы боясь пробудить темный дух вождя.
— Михаил, для начала хотела уточнить — Любовь Орлова родилась 29 января 1902 года по старому стилю (по новому это 11 февраля). Правда, что она до последнего отмечала свой день рождения исключительно 29 числа?
— Это так. Вообще с цифрами у Орловой связаны очень интересные, но, честно говоря, печальные истории. Вот несколько примеров.
В 1975 году Орлова была уже больна. Она находилась в ЦКБ в Кунцево, в так называемой кремлевской больнице. 23-го января она потеряла сознание. В этот момент ее муж, режиссер Григорий Александров, находился рядом в палате. Потом уехал домой. ИЮ как только он вернулся, раздался телефонный звонок и голос Орловой, какой-то отстраненный, произнес: «Григорий Васильевич, приезжайте, я вас жду». И он спохватился, приехал, она открыла глаза и высказала мужу единственный упрек за всю их жизнь
Она сказала: «Как вы долго!» После чего она снова потеряла сознание и больше в себя не приходила.
23-го января был день рождения Григория Александрова.
26-го января она ушла из жизни, это был день рождения ее племянницы Нонны Сергеевны.
29-го января, в день Рождения Орловой, ее хоронили.
И, как сказала племянница Любови Орловой: «Любочка оставила нам всем подарки навсегда».
— Такие подарки действительно не забудешь…
— Конечно, память об Орловой в семье ее родных сохраняется, она бережется насколько это возможно. И вот те предметы, которые находятся здесь, которые я вам привез, они мне достались от внучатой племянницы Орловой Нонны Юрьевны Голиковой.
Кстати, их семья дворянского рода. Фаворит Екатерины II Орлов был один из родственников. Многие дворянские дома находились в родстве между собой, так что Орловы приходились родственниками графам Толстым.
Во время революции семья Орловой лишилась абсолютно всего. Их имения в Звенигороде, правда, отец Петр Федорович Орлов проиграл в карты еще перед революцией. Семья бедствовала, и, чтобы заработать хоть что-то, Орлова со своей старшей сестрой возили молоко в бидонах в Москву из Звенигорода, где жили. На морозе она испортила себе руки, воспалились и деформировались суставы (Орлова всю жизнь потом старалась их прятать, ходила в перчатках. В поздних ее фильмах вместо рук Орловой на крупных планах были руки дублерш).
Любовь Орлова в какой-то момент, вспомнив, что у нее хорошая консерваторская подготовка, пошла работать тапером в кино. И она в прокуренных кинозалах сидела и аккомпанировала немым лентам, смотрела на экран, впитывала в себя манеру актерской игры. Ей страшно хотелось оказаться там, на экране.
Судьба Любовь Орловой во многом с самого начала перекликалась с судьбой равной ей по величине звезды Марлен Дитрих. Они обе были аристократками, которые не смогли бы стать артистками, если бы не революция. «В актрисы? Все артистки — гулящие». Дворянская среда не могла допустить такого. Это был бы страшный позор на всю семью.
Из Орловой готовили пианистку, и она занималась в консерватории…
Орлова вышла замуж за Андрея Берзина, который был заместителем наркома земледелия. И в этот момент их семья вернулась к нормальному образу жизни. Они переехали в хорошую квартиру, папу и маму забрали из Подмосковья. Но вскоре Андрей Каспарович стал жертвой сталинских репрессий. Есть нелепый слух, что его штыками забрали из кровати Любови Орловой, после чего она не могла заснуть ни с одним мужчиной.
— Этого не было?
— Нет, это просто красивая легенда. Орлова со вторым мужем режиссером Александровым, действительно, спали в разных спальнях. Но это только потому, что жилплощадь позволяла (если супруги спят в разных комнатах и встречаются для романтических встреч на любой другой территории, то, поверьте, брак будет намного крепче). Кстати, у Любови Орловой были проблемы со сном, «болезнь Меньера». Это нарушение вестибулярного аппарата. Из-за нее она должна была спать в полной тишине и в полной темноте, чтобы никакой источник света не попадал ей в спальню.
— Орлова-Александров — единственная кинопара, интерес к которой сохраняется до сих пор. Почему?
— Действительно у нас были очень интересные звездные пары: гениальный режиссер Александр Довженко и блистательная киноактриса Юлия Солнцева (сыграла Аэлиту в фильме Якова Протазанова). Марина Ладынина и Иван Пырьев (это был яркий брак, но, к сожалению, он был разрушен). Сергей Герасимов и Татьяна Макарова. Но про них мало кто помнит.
Орлова и Александров делали добрые комедии, которые запомнились всем. Их встреча была взаимным везением. Он получил «звезду» для своих фильмов и жену, она — режиссера и мужа.
— Михаил, раз уж мы заговорили о любви. Марлен Дитрих была соперницей Орловой? Может быть, в вашем чемоданчике есть тому вещественные доказательства?
— Есть такие доказательства. И они есть в письмах, в дневниках. Но по порядку.
В 1929-м году Сталин отправил ведущих кинематографистов, включая Сергея Эйзенштейна, в Голливуд, перенять опыт создания звуковых фильмов. Но, пока оформлялись и ждали возможность приезда в США, оказались в Европе, где у Эйзенштейна было много знакомых. Он был хорошо знаком с кинорежиссером Джозефом Штернбергом, который снимал фильм «Голубой ангел» и искал исполнительницу главной роли.
Представьте себе совершенно невероятный сюжет: наши кинематографисты вместе со Штернбергом отправились как-то в Берлине на шоу Миши Шполянского «Два галстука».
Вдруг Эйзенштейн говорит примерно следующее: «Слушай, Джозеф, обрати-ка внимание вон на ту немку, которая хорошо танцует и неплохо поет. Мне кажется, ее стоило было бы попробовать в твой фильм». Джозеф посмотрел: «Ну да, действительно, хорошая фигура, хорошие черты, давай мы отправим Гришу Александрова для того, чтобы он пригласил ее к нам за столик».
Александров был очень хорош собой. Культурист, голубоглазый блондин. Он был женат, у него уже был сын Дуглас (назвали в честь знаменитого американского киноактера Дугласа Фэрбенкса), но семья осталась в Советском союзе, не поехала сопровождать его в командировку. И Александров подошел, улыбнулся и пригласил актрису за столик. Она представилась: «Марлен Дитрих». Этот момент вошел в историю.
На следующий день были пробы, Марлен их прошла. Но у нее начался роман с Григорием Александровым. Муж Марлен, Рудольф Зибер сказал: «Ну ты перестань встречаться с русским, тебе надо встречаться с Джозефом. Он режиссер, он тебе сделает карьеру».
— Какой циничный подход супруга Марлен!
— У них уже были формальные отношения. Зибер жил с русской танцовщицей Тамарой Матул, а у Марлен был бурный роман сразу с несколькими персонажами.
Итак, Джозеф Штернберг приглашает Александрова и Эйзенштейна к работе над образом Марлен Дитрих. И они соглашаются. Представьте себе: съемочная площадка, прекрасная актриса…
Александров воплотил представление об идеальной кинозвезде и женщине сначала в Марлен Дитрих, а потом в Любови Орловой. И Орлова никогда не могла ему простить того, что Марлен была первая, была раньше. И всегда на общих фотографиях с Марлен Дитрих отрезала ее ножницами.
— Роман Александрова с Марлен Дитрих был коротким?
— Он закончился на съёмочной площадке. Но представьте себе, что в память об этом романе Марлен Дитрих дарит вот эту пластинку (Куницын достает и пластинку, и граммофон).