По случаю своего «Платинового юбилея» королева Елизавета II напрямую обратилась к нерешенному вопросу о будущем титуле Камиллы. Раньше высказывались предположения, что когда принц Чарльз займет британский трон, его вторая жена будет именоваться как «принцесса-консорт».
Теперь же Елизавета Вторая внесла ясность: супруга будущего правящего короля будет именоваться «Королева-консорт». Это будет означать, что ее будут титуловать «королевой Камиллой».
О чем, собственно, речь? Королева-супруга как правительница имеет равный с супругом социальный ранг и носит женский эквивалент монархического титула супруга, но не обладает политическими и военными полномочиями регента. Этим королева-консорт отличается от царствующей королевы, имеющей все полномочия монарха и наследующей трон после смерти предшественника. То есть, если в будущем королева-консорт Камилла переживет ставшего королем своего супруга Чарльза, то она не будет главой государства, а трон унаследует принц Уильям.
Слова Елизаветы II о том, что она хотела бы, чтобы Камилла, герцогиня Корнуольская, получила титул королевы-консорта, когда принц Уэльский станет королем – это одобрение с самого верха, говорят королевские комментаторы. И, по их мнению, одобрение это заслужено после многих лет верности и тяжелой работы. А принц Чарльз назвал это большой честью как для себя, так и для своей «дорогой жены».
Ведь даже покойный муж Елизаветы II, принц Филипп не был королем-консортом, а только принцем-консортом. Как утверждает автор книги о нравах и обычаях Букингемского дворца Бертран Мейер-Стабли, в противоположность королеве Виктории, сделавшей своего супруга Альберта принцем-консортом и одновременно личным секретарем, Елизавета Вторая никогда не хотела давать мужу «политическую роль», да и сам Филипп никогда не пытался официально получить титул принца-консорта.
Теоретически, Камилла автоматически могла бы стать королевой, когда будет коронован ее муж Чарльз. Но из-за неопределенности общественного мнения высказывались предположения, что это может быть не так. Во всяком случае, считалось, что после коронации Чарльза его супруга будет титуловаться не «Ее Величеством королевой Камиллой», а «Ее Королевским Высочеством принцессой-консорт».
Как хорошо известно, и принц Уэльский, и Камилла были разведены, когда поженились в 2005 году гражданским браком. Ранее Чарльз был женат на принцессе Диане, но они развелись в 1996 году, за год до того, как она погибла в автокатастрофе в Париже.
Теперь же вмешательство королевы означает, что барьеры на пути становления Камиллы королевой теперь устранены, и это позволит ей играть полноценную королевскую роль рядом с Чарльзом.
Как отмечает Би-би-си, личное одобрение королевы последовало за ее новогодним объявлением о том, что Камилла станет членом Ордена Подвязки — высшего рыцарского ордена.
* * *
Выйдя замуж за члена королевской семьи всего 17 лет назад, 74-летняя Камилла доросла до своей роли старшего члена королевской семьи. Как подчеркивает Би-би-си, ее путь к общественному признанию временами был тернист, и поначалу Камилла была неоднозначной фигурой, которую некоторые обвиняли в распаде первого брака принца Уэльского с «народной» принцессой Дианой.
В 1994 году Чарльз признался в измене с Камиллой, но сказал, что это произошло после того, как его брак с Дианой «безвозвратно распался».
Только в 1999 году Камилла и Чарльз обнародовали свой роман, и их сфотографировали выходящими из отеля Ritz, в рамках тщательно спланированной PR-кампании.
С тех пор Камилла покорила не слишком к ней расположенную изначально британскую публику. Жену наследного принца хвалили за отстаивание собственных интересов, включая поддержку благотворительных фондов по ликвидации неграмотности, защиты животных и организаций, помогающих жертвам домашнего насилия.
Герцогиня Корнуольская также высказалась по поводу сексуального насилия в отношении женщин. В речи в Лондоне в прошлом году она упомянула об убийствах британок Сары Эверард и Сабины Нессы и призвала мужчин также быть «на борту» борьбы с культурой сексуального насилия.
«Она была лояльной, осторожной, работала на благотворительность и поддерживала принца, — комментирует королевский эксперт Пенни Джунор. – Ее взяли на эту работу в относительно позднем возрасте, и она была экстраординарной».
Камилла Розмари Шанд родилась 17 июля 1947 года в относившейся к высшему сословию семье в семье майора Брюса Шэнда и Розалинд Кабитт, старшей дочери третьего барона Эшкомба. Она выросла на окраине Саут-Даунс в Восточном Сассексе.
«Моя прабабушка и ваш прадед были любовниками. Как насчет этого?», – такими словами Камилла начала знакомство с принцем Чарльзом, когда они встретились в 1970 году во время игры в поло в Виндзоре. Пару другу другу представила старая приятельница Лючия Санта Круз.
В словах Камиллы была, судя по всему, немалая доля правды: у ее прабабки по материнской линии, Элис Кеппел, были, как говорят, романтические отношения с королем Эдуардом VII, прадедом Чарльза.
Как бы то ни было, между Чарльзом и Камиллой тоже начался роман, по поводу которого дядя принца граф Маунтбеттен Бирманский напомнил о принципе королевского семейства «спать-но-не-жениться».
В ту пору молодым влюбленным о женитьбе мечтать и не приходилось. Роман то затухал, то разгорался. Чарльз отправился на военно-морскую службу, а Камилла вышла замуж за Эндрю Паркер-Боулза, армейского офицера, друга принца Уэльского и крестного сына королевы-матери. Но любовным отношениям между холостяком Чарльзом и замужней Камиллой ее брак не мешал, а Эндрю Паркер-Боулз смотрел на это дело сквозь пальцы и завел себе любовницу, ставшую впоследствии – после развода в 1995-м с Камиллой – его второй супругой. Ну, а Чарльз в 1981 году сам женился на леди Диане Спенсер. Правда, последнюю холостяцкую ночь он провел, как говорят, с Камиллой, а потом практически каждый день созванивался с ней. Источник из числа приближенных к принцу Уэльскому утверждал, что она – единственный человек, с которым Чарльз может говорить откровенно и спрашивать совета. Неудивительно, что именно на Камиллу в глазах окружающих лег едва ли не весь груз ответственности за крушение брака принца Уэльского и Дианы Спенсер.
* * *
На фоне принцессы Дианы – и живой, и погибшей – Камилла долгое время проигрывала в глазах публики. Пресса утверждала, что доживи Камилла до 100 лет – и то ей не удастся научиться очаровывать нацию так, как это делала леди Ди. Согласно проведенному в 1997 году опросу общественного мнения, 79 процентов британцев никогда не хотели бы видеть Камиллу Паркер-Боулз своей королевой.
До ста лет герцогиня Корнуольская пока не дожила, но со времени того опроса прошло четверть века. За это время Камилла не только оформила матримониальные отношения со своим давним любимым, но и выиграла битву за расположение и в королевской семье, и в умах широкой общественности.
Если королева Елизавета II относилась к Камилле крайне неодобрительно, то постепенно начала сдавать позиции. Уже в 2000 году королева пришла на обед в честь дня рождения греческого короля в изгнании Константина (близкого друга принца Чарльза), где присутствовала и Камилла. Тем самым Ее Величество фактически продемонстрировала, что осмирилась с существованием этой женщины в жизни наследника британского престола.
Дальше – больше. В 2003 году англиканская церковь смягчила правила по повторным бракам для разведенных, постановив, что в исключительных случаях разведенные люди могут повторно жениться церковным браком, даже если их бывшие супруги еще живы. И в феврале 2005 года принц Чарльз официально объявил о своей помолвке с Камиллой. Хотя опять-таки – далеко не всем британцам это пришлось по вкусу. В службу регистрации актов гражданского состояния Великобритании было подано около десятка заявлений от частных лиц, возражающих против предстоящей свадьбы. Но они не смогли помешать бракосочетанию принца Уэльского, каковое состоялось 8 апреля 2005 года, после чего Камилла Паркер-Боулз стала именоваться «Ее Королевским Высочеством герцогиней Корнуолльской».
И теперь, после того, как Елизавета II озвучила свое благословение своей снохе в качестве будущей королевы-консорта, общественное мнение стало другим. Проведенный на следующий день после слов Ее Величества по заказу Daily Mail опрос показал: 55% британцев за то, чтобы супруга принца Чарльза именовалась королевой, что почти вдвое больше, чем 28% респондентов, выступающих против. И хотя большая часть опрошенных по-прежнему считает, что принцесса Диана была бы лучшей королевой, чем Камилла, для последней это серьезный успех.
«Многие люди видели хорошую работу, которую герцогиня Корнуольская проделала за эти годы, ее лояльность, ее сдержанный характер и тяжелую работу, в которую она вкладывается, — приводит Би-би-си слова Виктории Ховард, редактора веб-сайта The Crown Chronicles. — Я думаю, что многие люди были рады видеть это».
Многие королевские комментаторы отмечают, что рядом с Камиллой Чарльз часто выглядит более расслабленным.
До выхода замуж за королевского сына жизнь будущей герцогини Корнуольской не состояла из дворцовых и публичных мероприятий. В одном из интервью в 2020 году Камилла призналась, что ей нравилось не наряжаться и ходить в джинсах во время локдауна. Будучи матерью двоих детей, она также рассказала о своей любви к внукам, заявив, что скучать по ним во время изоляции было «самым худшим», и она просто мечтала «подбежать и обнять их».
«Она привнесет теплоту в роли королевы-консорта, — считает Пенни Джунор. – Она веселая и дружелюбная, и у нее огонек в глазах. Она заставляет людей чувствовать себя хорошо после знакомства с ней».
А ведь когда-то Камилла заслужила от своей соперницы Дианы весьма нелестное прозвище «Ротвейлер». А как-то раз леди Ди не удержалась от резкого недоумения, говоря об интересе своего мужа к Камилле Паркер-Боулз: «Как он мог променять меня на эту ВЕЩЬ?!»
И многие почитатели принцессы Уэльской готовы были сами расписаться под этими словами. Но времена изменились – как изменилось и отношение широкой общественности.
«Для Камиллы путь от третьего лица в браке до будущей королевы завершен», — говорит бывший королевский корреспондент Питер Хант, комментируя «благословение» со стороны Елизаветы II. Эмили Нэш из журнала Hello! соглашается: «То, что она дает свое собственное королевское одобрение королеве Камилле, королеве-консорту, разрешает спор, который бушевал много лет, и я думаю, что это то, что произойдет сейчас».
«Это желание королевы, — добавляет Пенни Джунор. – Дело не в том, что Чарльз упрям и хочет этого для женщины, которую любит. Это надлежащее одобрение сверху, и оно правильное и заслуженное, и так и должно быть».
Для историка Роберта Лейси время послания королевы — менее чем через год после смерти принца Филиппа — является показательным моментом. «Она явно думала о важности для нее партнера и супруга. Она только что потеряла собственного супруга, и я думаю, что это важный фактор, почему мы слышим это сейчас», — сказал он Би-би-си.