Впрочем, председательствовавший на заседании глава Комитета по информационной политике Александр Хинштейн и открывая, и закрывая дискуссию, подчеркивал три вещи. Первая, что созданное специальное законодательство, включающее вступивший в силу закон это фундамент для развития отечественного информационного пространства. Вторая, что реализуя закон российские власти хотят довести до контрагентов как свой твердый настрой, так и доброжелательное к ним отношение. 2022 год, подчеркнул Хинштейн, станет принципиальным периодом, то есть все желающие договариваться и исполнять законодательство продолжат работать в РФ, а с остальными, будет как в известном фильме: если не в ЗАГС – значит к прокурору. И третья принципиальная вещь, что никто не желает доводить дело до санкций, так как вовсе не их применение было целью создания новой нормативной базы. На этом настаивали и все представители ведомств-регуляторов, многократно выразив надежду, что до жестких санкций дело не дойдет.
С информацией по промежуточным итогам работы с чертовой дюжиной «гигантов», определенных по размеру российской аудитории, рассказал участникам дискуссии замглавы РКН Владимир Субботин. Два из них уже все выполнили. Это «Эппл» и «Спотифай». Приступили к исполнению и находятся на разных его стадиях еще пять компаний, в числе которых весьма популярные «Тик-Ток», «Вайбер», «Твиттер» и «Зум». А самые отстающие среди отстающих, судя по всему, это «Твич» и «Пинтерест». Впрочем, этими 13- ю гигантами все не ограничивается. Есть еще ряд компаний с большим числом россиян-пользователей, выполнивших закон « в инициативном порядке» — включая любимый экономными гражданами «Али Экспресс».
О том, что ждет несговорчивых в полном соответствием с новыми нормами г-н Субботин также подробно рассказал. Это: сначала маркировка нарушителей в поисковой выдаче, запрет на из рекламное продвижение, запрет на размещение у них рекламы, ориентированной на пользователей из РФ, запрет на финансовые транзакции в адрес нарушителей. Затем: запрет выдавать ссылки на них в поисковой выдаче, запрет на сбор и передачу персональных данных за границу, частичное ограничение доступа пользователей. И, наконец, «полное ограничение доступа к информационному ресурсу» — попросту блокировка.
Представитель российской IT-отрасли, директор РАЭК Сергей Плуготаренко, опираясь на опыт работы собственной организации, рассказал, что его коллеги воспринимают закон, обеспечивающий полную ответственность гигантов за их деятельность на российской почве, как «своего рода восстановление справедливости», потому что он, наконец-то, уравнивает в обязанностях и возможностях россиян и иностранцев, и при этом облегчает правоотношения с гигантами в том числе и для простых граждан, которым не надо будет вести споры в калифорнийском суде, например.
Завершая заседание, Александр Хинштейн, явно обращаясь к тем, кто склонен затягивать процесс «приземления», напомнил о направленных на экспертизу в правительство поправках в КоАП вводящих новые оборотные штрафы для неторопливых IT- гигантов.