— Когда я покупала квартиру в этом доме, решающим аргументом при выборе был хорошо спланированный большой участок, — рассказывает Наталья, хозяйка квартиры в жилом комплексе «Розмарин» на углу улиц Херсонской и Наметкина. — Застройщиком были заявлены теннисные корты, парк с фонтанами, беговая дорожка, отличные детские площадки. Именно за отменно спланированный участок, где есть все необходимое, застройщик брал денег почти на уровне центра Москвы. У нас всех был осознанный выбор — купить квартиры в «зеленом» доме, вокруг которого можно гулять и заниматься спортом. Сейчас — смотрите сами…
Рядом с эффектной дугой «Розмарина», включающего в себя два корпуса, один из которых состоит из 31 этажа и 145 квартир, а другой, имея переменную этажность от 12 до смешных по нынешним меркам 23 этажей, насчитывает 682 квартиры, появился интересный сосед: на том ж е земельном участке вырос совершенно другой жилой комплекс — «Оникс», который представляет собой две высотные башни, по объему квартир близкие ко всему «Розмарину». По первоначальному плану этих двух корпусов, высотой от 26 до 32 этажей, конечно же не было: идея слегка уплотнить участок у застройщика – а это все та же группа компаний «Ташир» — возникла, по-видимому, в середине 2010-х годов. Уже после успешной продажи «Розмарина», владельцы квартир в котором тогда и не предполагали, что окажутся лишь «первой очередью» уплотненного уже по моде 2020-х годов «человейника».
Под покровом тайны
— О том, что здесь будет строиться еще один дом, мы узнали только постфактум, когда изрядный кусок нашей территории отгородили строительным забором, — рассказывает Алексей, владелец квартиры в «Розмарине». Собрались, пошли к застройщику, сделали официальный запрос – первоначально нам ответили, что идет реконструкция одного из фонтанов, все вернут в наилучшем виде, То, что вместо площадок, дорожек, корта и фонтана будут дома, мы поняли, когда с верхних этажей стал виден мощный котлован, и над землей появились стены, а застройщик предоставил гарантийное письмо о восстановлении спортивных объектов по завершении строительства нового дома.
В течение нескольких лет жители новостройки терпели строительные неудобства: постоянный поток грузовиков, шум, множество посторонних (рабочих) на закрытой, по идее, территории.
Все это время представители застройщика успокаивали «розмаринцев»: все наладится, заживете еще лучше прежнего. Однако пока что ничего подобного не чувствуется: «Оникс» вовсю заселяется, а спортивные объекты, как и прежние вольготные детские площадки, так и не вернулись. По поводу детской площадки — это в нашей урбанистике прямо-таки сакральный, «социально важный» объект благоустройства — было гарантийное письмо от застройщика, и площадку сделали. Но какую! Без слез не взглянуть. Как говорят жители, подобная площадка впору дачному участку, а не жилому кварталу в тысячу с лишним квартир. Ведь территория у двух жилых комплексов — практически общая. Кстати, с этим — отдельная проблема.
Безопасность под вопросом
Всего несколько лет назад для жителей «Розмарина» закончилась пора ремонтов — и пожалуйста, все начинается сначала, только на этот раз у нежданных соседей. «Мы не имеем в виду, что в новом корпусе какой-то худший, чем у нас, контингент, — говорит еще один житель «старой» части комплекса Александр. — Вовсе нет, туда заезжают такие же люди, как мы — более того, тоже обманутые застройщиком: им-то обещали тот же парк, умолчав, что он уже был однажды продан их соседям. По сути, территорию нашу продали дважды. Помню, как еще в 2015 году в отделе продаж застройщика мне рассказывали про блестящие перспективы открытия магазина и бассейна. Однако перспективы с тех пор так и не воплотились в жизнь. Но, как известно, обещать — не значит жениться».
На территории, конечно же, много посторонних машин и людей — это сразу в десятках квартир «Оникса» идет ремонт. Для жителей «Розмарина» это означает, что детей на территорию без присмотра не выпустишь (на что когда-то рассчитывали многие). «В скором будущем придется не только посторонних людей опасаться, но и просто в парк пройти – продолжает Александр. — Дорога от одного КПП до другого из-за возросшего количества жителей становится «автомагистралью» с постоянным потоком и плохо соблюдаемым скоростным режимом. Следующая проблема – найти всем этим машинам место! Если Москву Булгакова испортил квартирный вопрос, то в современной Москве к этому добавился еще и вопрос парковки. Мест уже не хватает категорически, паркуются везде: в пожарном проезде, на тротуарных пятачках, на пожарных разметках. Зимой добавляется еще и снег: машины стоят так плотно, что между ними не чистят, в результате до смешного: машины жителей буксуют в своем прекрасном дворе в сугробах. Что будет через пару лет, когда «Оникс» будет заселен, даже думать не хочется».
— Дом стал очевидно хуже содержаться, появилась проблема с проездом, парковкой, — рассказывает Людмила, жительница 1-го подъезда «Розмарина». — У нового корпуса — где больше пятисот квартир — всего 50 с небольшим подземных парковочных мест и горстка мест вокруг самих башен. Такая сейчас идеология строительства. Поэтому многие, вероятно, будут покупать и арендовать места у нас в подземном паркинге,. А туда можно спуститься только из нашего дома, удобнее всего из 1 и 2 подъездов. Мы опасаемся, что рано или поздно эти подъезды станут проходным двором. Да и ресурс лифтов, вполне возможно, на такой «пассажиропоток» не рассчитан.
Изначально в самом большом из домов комплекса «Розмарин» (Херсонская, 43) был предусмотрен большой подземный паркинг: на самих жителей дома и на тех, чьи гаражи были снесены перед строительством. И люди их действительно получили. Но у некоторых жителей есть сомнения по поводу разумности соотношения количества существующих парковочных мест и квартир (с учетом свежепостроенного «Оникса»).
Именем закона
Зачем застройщик устроил «уплотнение» — всем, конечно, понятно. Просто бизнес.Но есть одна юридическая тонкость, которую, по мнению юриста, девелопер не учел: уплотнительная застройка началась уже после того, как первые покупатели приобрели право собственности на квартиры «Розмарине».
Один из жителей «Розмарина» юрист Алексей так обосновывает свою позицию: «В силу прямого указания закона земельный участок и расположенные на нем элементы благоустройства являются общей собственностью собственников помещений в расположенном на данном участке многоквартирном доме. Согласно закону и правовой позиции, изложенной в ряде судебных актов высших судов, право общей долевой собственности на земельный участок возникает с даты первой регистрации права собственности на помещение в многоквартирном жилом доме. При таком подходе у собственников «Розмарина» должно было возникнуть право общей собственности на землю до начала строительства «Оникса». Следовательно, для строительства последнего требовалось согласие собственников земли».
Бумаг об общедолевой собственности на землю, правда, жители «Розмарина» пока не видели: застройщик отговаривается тем, что пока не введены в эксплуатацию некоторые нежилые помещения, это то ли фитнес-клуб, то ли бассейн, который вряд ли когда будет достроен (стоит с 2015го года), но который очень удобно везде упоминать. Тем не менее, исковое заявление о признании права на земельный участок уже подано в Черемушкинский районный суд г. Москвы. Один из жителей «Розмарина» юрист Александр делится информацией об обмене мнениями среди жителей «Розмарина»: «В одном из Телеграм-чатов нашего дома было опубликовано приглашение для юристов, проживающих в нашем доме, принять участие в онлайн-конференции по вопросам, связанным с правами на земельный участок. Такая конференция состоялась. В ходе дискуссии между соседями-юристами отдельные участники вспомнили про положение закона, согласно которому возведение здания без согласия собственников земельного участка является одним из признаков самовольной постройки. Также был поставлен вопрос о возможных рисках, которые могут возникать в связи с этим у застройщика, покупателей и банков-кредиторов, финансирующих покупки. К сожалению, участники дискуссии не пришли к единому мнению по всем вопросам».
МК запросил комментарий застройщика по вопросам, которые поднимались жильцами. К сожалению, на момент публикации данного материала ответ в редакцию так и не поступил.
Конечно же, вряд ли возможно повернуть историю вспять и ликвидировать «точечную застройку» внутри комплекса на Наметкина, да и покупатели новых квадратных метров не виноваты в сложившейся ситуации. Но если суд примет решение, что правы именно собственники квартир — возможно, это станет уроком для девелоперов по всей России. Потому что случай «Розмарина», увы — не единичный, и более того: именно подобные «градостроительные» решения как никакие другие портят вид наших городов.
Подписаться
Авторы:
Юрий Суханов
Россия
Москва
Поделиться