— Очередная тревожная новость: спецслужбы США предложили Джо Байдену осуществить массированные кибератаки на военную инфраструктуру России, чтобы помешать ее операциям на Украине. Об этом сообщает телеканал NBC.
— Интересно, что именно США, долгое время старались возглавить борьбу с хакерами во всем мире. И всегда обвиняли в любых незаконных действиях русских хакеров, для них любой хакер всегда был практически русский хакер. Если кто-то в киберпространстве лезет туда, куда нельзя и нарушает при этом законы, это всегда русские.
— А это не так?
— Конечно. Хакерские группировки — это не банды, в которые люди собираются по национальному или территориальному признаку. Они, как правило, интернациональны, и больше похожи на клуб по интересам. Члены группировки могут никогда не видеть друг друга живьем, он общаются в интернете, знают только «ники» и «аватарки» друг друга, которые часто меняют. Поэтому их так сложно поймать и обезвредить.
Кстати, в последнее время наши спецслужбы очень активно контактировали с американской стороной, после чего несколько крупных международных хакерских группировок были задержаны, в том числе и на территории России.
И теперь после таких совместных операций американцы предлагают применить хакерские атаки уже к нам, фактически своим союзникам в области противодействия киберугрозам. Это максимально некорректые и враждебные действия в отношении тех, кто еще совсем недавно пришел им на помощь.
Не удивительно, что на этом фоне крупные международные хакерские группировки, типа Anonymous, тоже активизировались и объявили России свою священную войну в интернете.
— В результате этих DD0S-атак не работали на днях несколько правительственных сайтов?
— На самом деле сайты могли «лечь» просто по тому, что в эти дни было максимальное число пользователей, которые хотели получить информацию по происходящему на Украине из первых рук. Я вообще не верю, что хакеры могут нанести серьезный урон стратегически важно инфраструктуре в нашей стране.
— Поясните простым языком, что такое DDоS-атака?
— На сайт какой-нибудь компании направляется большое количество запросов, сервер с таким потоком не справляется и «зависает», не открывается, пока проблема не будет устранена.
— А могут во время такой атаки хакеры украсть важную информацию, удалить или заменить ее на вредную «дезу»?
— Нет, DDоS-атаки не преследуют таких целей. Все, о чем вы говорите, касается уже шпионажа в киберпространстве, это совсем другой уровень технической поддержки.
— Мы привыкли пользоваться в повседневной жизни мобильной связью, и всеми сервисами, мобильными приложениями, которые значительно облегчают жизнь. Может произойти сбой в их работе по вине хакеров?
— Уровень цифровизации в разных регионах России разный, в Москве он достаточно высокий, здесь есть такие вещи, как монитор Мэра, управление освещением в городе с одного пульта или портативного компьютера.
— Значит, и риск вывести городскую инфраструктуру из строя тоже большой?
— Для того, чтобы хакеры смогли нанести ощутимый урон какой-то системе, они должны обойти ее эшелонированную защиту, а это, поверьте, не так просто. И если даже это случится, то принесет лишь дискомфорт обычным гражданам, но никак не повлияет на жизненно важные функции города.
— В голливудских фильмах мы часто встречаемся с сюжетами, когда злые хакеры отключают подачу воды или электричества в каком-то мегаполисе, угрожают создать перегрузку сети на атомной станции, а в реальной жизни такое возможно?
— Думаю, что такие сценарии все же больше подходят для фантастических фильмов. На сегодняшний день реальная угроза от действий хакеров — это блокировка сайтов. Я расцениваю это как мелкое хулиганство.
— Если это касается частных сайтов, тогда — да, а если государственных?
— Поверьте, админы сайта Госуслуг набили уже ни одну шишку на отражении хакерских атак и научились защищаться от них, так что справятся, если не со всеми киберугрозами, то с максимальным их количеством. Тем более сейчас к этой области приковано максимальное внимание, ведь о возможных DDoS-атаках нас предупредили сами же хакеры.
— Могут ли западные спецслужбы начать сейчас кибервойну в отношении нашей страны?
— Я не верю, что кто-то на это пойдет. Но если даже на минуту представить такое, то серьезного урона нашей военной инфраструктуре они нанести не смогут. Все, что смогут сделать вражеские хакеры, — это обрушить работу сайтов и доставить неудобство простым пользователям. В этом заключается скрытый негативный подтекст этих киберугроз, да и многих санкций, которые сейчас объявили западные страны в наш адрес.
— Откуда такая уверенность?
— Наши военные пользуются только отечественным программным обеспечением. На всех важных узлах используется электроника российского производства.
— И микрочипы наши?
— Безусловно, ведь никто не знает, что туда «зашивает» иностранный производитель. Поэтому у военных только наше «железо» стоит. Кроме этого, у них в качестве защиты от внешнего воздействия используются не только антивирусные программы, но еще и стоит механическая защита.
— О каких неудобствах для населения вы говорили, подразумевая хакерские атаки?
— Например, могут внести проблемы в работу каких-то популярных пользовательских сервисов, отключить мобильные приложения, типа курьерской доставки еды или вызова такси. Дискомфорт? Да. Или, например, другая ситуация: люди не смогут передать показания счетчиков воды и электричества в последние дни месяца, потому что сервисы Госуслуг будут «висеть». Люди будут нервничать, переживать, что из-за этого им выставят более высокий счет за коммунальные услуги. Вот вам рост недовольства среди населения – это собственно и является целью таких хакерских атак.
— Я правильно понимаю, что хакерам проще обрушить сайт какой-нибудь компании или муниципальной службы, чем войти в киберпространство, которое используется для функционирования стратегической инфраструктуры?
—Да, такие сервера защищены намного серьезнее гражданских, общедоступных сайтов. Тут работа строится по аналогии с военными объектами.