Браво на выход: почему Россия покидает Совет Европы

0

Все иски, которые россияне подали в Европейский совет по правам человека (ЕСПЧ), будут рассматриваться даже после того, как РФ окончательно выйдет из Совета Европы (СЕ). Об этом «Известиям» заявил вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев. Сенатор заверил: уход из СЕ, о котором Москва сообщила 10 марта, «никоим образом не скажется на правовой защищенности российских граждан». Процедура пока не запущена — для начала РФ должна уведомить о своем намерении генсекретаря совета. Если она сделает это сейчас и приступит к внутренним процедурам, то перестанет участвовать в организации к началу 2023 года. При этом ее могут исключить из организации и раньше — все зависит от решения Комитета министров.

«Пусть наслаждаются общением друг с другом»

Россия уходит из Совета Европы (СЕ). С таким заявлением 10 марта выступил МИД РФ. По оценке ведомства, «недружественные России государства ЕС и НАТО злоупотребляют своим абсолютным большинством в Комитете министров» (КМСЕ) и «разрушают» совет.

«Россия не будет участвовать в превращении натовцами и послушно следующим за ними ЕС старейшей европейской организации в очередную площадку для заклинаний о западном превосходстве и самолюбования. Пусть наслаждаются общением друг с другом, без России», — говорится в сообщении ведомства.

За две недели до этого, 25 февраля, из-за военной операции РФ на Украине КМСЕ приостановил членство России в Совете Европы. Комитет подчеркивал: речь идет именно о приостановке, а не об исключении страны из организации. Это значит, что она, не будучи представленной в Страсбурге, и дальше участвует в Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ), а потому ее граждане все еще могут обращаться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

Процедура выхода начнется тогда, когда Москва официально уведомит об этом Генерального секретаря СЕ. Затем российский парламент должен принять федеральный закон, который отменит принятый в 1998 году ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней». Затем ФЗ о денонсации должен подписать президент РФ. Такая процедура еще не запущена. Как сообщили «Известиям» в пресс-службе Совета Европы, там пока не получили от Российской Федерации официального уведомления.

Ясности по поводу того, когда российское руководство начнет процедуру выхода, пока нет.

— В части, касающейся компетенций Совета Федерации, мы, разумеется, будем рассматривать документы, которые поступят на наше рассмотрение, — сказал «Известиям» вице-спикер СФ Константин Косачев, отвечая на вопрос, в какие сроки начнется этот процесс. — Все остальное определяется не в Федеральном Собрании РФ, поэтому давать прогнозы по срокам я не готов.

Согласно ст. 7 Устава Совета Европы, если страна сообщит генсекретарю о своем выходе в первые девять месяцев текущего финансового года, то окончательно она покинет Совет к его завершению. Иными словами, если Россия отправит свое уведомление сейчас, из СЕ она выйдет к 1 января 2023 года. Это может произойти и раньше — в соответствии со ст. 8, соответствующее решение зависит от КМСЕ.

Вечером 10 марта КМСЕ постановил, что проведет консультации с другим важным органом СЕ — Парламентской ассамблеей — в рамках ст. 8 Устава. Таким образом, Комитет министров может сам исключить Россию из организации.

Справка «Известий»

Совет Европы был основан в 1949 году. Сфера его компетенций — европейские правовые стандарты, права человека, демократическое развитие, законность и культурное взаимодействие. Включая Россию, сегодня в Совет входит 47 стран.

Россия стала 39-м государством-членом СЕ в 1996 году. ЕКПЧ она ратифицировала в 1998-м. Разговоры о возможном выходе из совета начались после украинских и крымских событий 2014 года. Тогда российских представителей лишили права голоса в Парламентской ассамблее. В ответ на это Москва перестала направлять туда свою делегацию и выплачивать взносы в СЕ, говоря, что выйдет из организации сама. Это длилось несколько лет и завершилось в пользу РФ в 2019 году — ее депутаты остались в ПАСЕ.

О судах и смертной казни

Для простых россиян участие в СЕ имеет значение, как минимум, по двум причинам: 1. Возможность подать жалобу в ЕСПЧ; 2. Мораторий РФ на смертную казнь — при условии ее отмены Россию пригласили в Совет (в 1996 году президент РФ Борис Ельцин издал указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы»).

В ЕСПЧ россияне смогут обращаться до тех пор, пока Россия формально остается в Совете Европы.

— Если мы покидаем СЕ, то мы выходим из-под компетенции ЕСПЧ, — сказал Константин Косачев. — Но, во-первых, все иски, которые поданы в период, когда Россия находилась в его компетенции, подлежат рассмотрению; более того, это касается и будущих исков, которые могут быть поданы в период, пока Россия остается в сфере компетенции ЕСПЧ. Выходя из-под компетенции ЕСПЧ, мы ни в коем случае не обнуляем наши отношения с ним. Это надо предельно четко понимать.

За 26 лет членства в Совете Европы Россия серьезно развила свою правовую систему, отмечает сенатор; прогресс очевиден, и правовая защита граждан РФ в рамках национальной судебной системы, по его оценке, «абсолютно достаточна, прогрессивна и эффективна». «Если и когда Россия выйдет из Совета Европы, это никоим образом не скажется на правовой защищенности российских граждан», резюмировал Константин Косачев.

Что касается смертной казни, то уже на следующий день после решения КМСЕ прозвучало заявление о том, что это «неплохой повод, наконец, хлопнуть дверью». С ним выступил замглавы Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев.

«К тому же это еще и хорошая возможность восстановить ряд важных институтов для предотвращения особо тяжких преступлений в стране. Типа смертной казни для опаснейших преступников, которая, кстати, активно применяется в США и Китае», — написал он на своей странице ВКонтакте.

Вместе с тем, как поясняет в своем Telegram-канале руководитель международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков, выход из СЕ не означает автоматического возвращения смертной казни. Отменить мораторий может только Конституционный суд (КС) РФ (в 1999 году он запретил судам назначать это наказание). Как сказал в 2019 году его глава Валерий Зорькин, КС принял это «решение фактически против подавляющего общественного мнения и, более того, против парламента», поэтому связывать членство России в СЕ с запретом смертной казни не стоит.

От СЕ к ЕС

Тем временем западные страны продолжают вводить в отношении Москвы санкции. Ранее на этой неделе США и Великобритания одобрили запрет на импорт российских энергоносителей — нефти и газа. Теперь вопрос в том, откажется ли от них Евросоюз. «Снижение энергозависимости от Москвы» стало одной из ключевых тем неформального саммита ЕС, который проходит 10-11 марта в Версале.

По данным агентства Reuters, на этой встрече европейские лидеры примут декларацию, в которой будет прописан отказ от российских энергоносителей. Он произойдет не так скоро, как у тех же США: как рассказал 10 марта в интервью France Info глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, для Евросоюза это будет «гораздо сложнее», потому что ЕС потребляет намного больше российских энергоресурсов. На днях Еврокомиссия уже представила примерный план того, как Евросоюз может отказываться от российского топлива, — по расчетам ЕК, это можно реализовать до 2030 года.

На фоне множества уже действующих санкционных пакетов Жозеп Боррель заявил: с финансовой точки зрения можно ввести еще много ограничений, однако сейчас Евросоюз «уже близок к границам возможного». «Мы сделали все, что можно было сделать», — сказал дипломат. Однако, по оценке экспертов, это не значит, что ограничений больше не будет.

— Вряд ли следует принимать эти слова как сигнал того, что санкции будут остановлены. Жозеп Боррель, скорее, имеет в виду то, что меры ЕС уже нанесли серьезный ущерб — и России, и самому ЕС, — пояснил «Известиям» программный директор Российского совета по международным делам и клуба «Валдай» Иван Тимофеев. — Видимо, речь идет о небольшой паузе для того, чтобы осмыслить происходящее. Тем более, что Жозеп Боррель сказал только о финансовых мерах. Помимо них, остаются еще и ограничения на импорт российской нефти, например.

Это будет довольно долгий процесс, отмечает эксперт. Но важно, что такие стратегические цели поставлены; даже если это не приведет к тотальному запрету на импорт энергоресурсов, в любом случае, речь пойдет о сокращении российских доходов от их продажи, резюмировал Иван Тимофеев.

Источник