Финляндии еще предстоит определиться с вхождением в НАТО, опросы общественного мнения одно, а внешнеполитические решения — другое. Об этом в интервью «Известиям» заявил глава МИД Финляндии Пекко Хаависто. Министр также отметил, что происходящее на Украине вызвало большое беспокойство среди финского населения и впервые в истории страны большинство поддерживает вступление Финляндии в альянс. Политик подчеркнул: санкции, которые страна ввела против РФ из солидарности с ЕС и Украиной, негативно повлияют на торговлю с Россией.
Статус подвис
Вместе с Австрией, Кипром, Ирландией и Мальтой Финляндия и Швеция остаются последними государствами ЕС, не входящими в НАТО.
Присоединение к альянсу поддерживает 62% финнов, показал опрос телеканала Yle от 14 марта. Это рекордный результат для скандинавской страны, в которой на протяжении последних 80 лет большинство респондентов выступали против вступления в НАТО. Еще в январе этого года в опросе, проведенном финским каналом MTV Uutiset, за присоединение к альянсу высказывалось менее 30% населения. В 2017-м аналогичный опрос показал, что только 19% финнов поддерживают членство страны в альянсе.
Во время последнего опроса 16% респондентов высказались против, а остальные затруднились ответить.
— Мы впервые увидели в опросах общественного мнения, что большинство населения поддерживает членство в НАТО. Но, конечно, одно дело опрос общественного мнения, и другое — реальные шаги во внешней политике. Нам еще предстоит обсудить этот народный выбор, — заявил министр «Известиям».
Текущий внеблоковый и нейтральный статус Финляндии был заложен еще в конце 1940-х годов президентами Паасикиви и Кекконеном. Доктрина, унаследовавшая фамилии обоих президентов, подразумевала нейтралитет Финляндии и добрососедские отношения с СССР. Документальным закреплением доктрины стало подписанное в 1948 году Соглашение о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (СДВП) с Советским Союзом.
Договор служил основным инструментом в финно-советских отношениях с 1948 по 1992 год. Чтобы соблюдать доктрину и не провоцировать Советский Союз, Финляндия даже отказалась от финансирования по плану Маршалла.
Однако этот внеблоковый статус не мешает Хельсинки и Стокгольму принимать активное участие в военных учениях и операциях стран НАТО. Впервые страна участвовала в них 1996 году, во время операции альянса в Боснии и Герцеговине, когда финский батальон был включен в состав миротворческой миссии. 14 марта 2022-го в стартовавших в Норвегии крупнейших в этом году учениях НАТО принимают участие также финские и шведские военные. Маневры, получившие название Cold Response, продлятся до 1 апреля. В них задействовано около 30 тыс. солдат, 200 самолетов и 50 кораблей из 27 стран.
Против членства в НАТО активнее всего выступает «Левый альянс», его позиция — решение по блоку должен вынести народ на референдуме.
24 февраля премьер-министр Финляндии Санна Марин заявила: «Угроза большой войны сейчас реальнее, чем когда-либо за долгие годы. […] Финляндия готова подать заявку на вступление в НАТО, если остро встанет вопрос о национальной безопасности». Обсуждения вступления в альянс в стране продолжаются.
Реакция России на результаты опроса Yle была сдержанной. «Присоединение Швеции и Финляндии к НАТО имело бы серьезные военно-политические последствия, которые потребовали бы от нас переоценки всего комплекса отношений с этими государствами и осуществления ответных шагов», — заявил директор Второго европейского департамента МИД России Сергей Беляев.
Он добавил: Россия рассматривает проводимую Финляндией и Швецией «традиционную политику неучастия в военных блоках, закрепленную в программных документах правительств этих стран, в качестве важного фактора обеспечения безопасности и стабильности на севере Европы, европейском континенте в целом».
При этом он уточнил, что Хельсинки и Стокгольм фактически отказались от своего нейтрального статуса еще в 1995 году в связи с вступлением обеих стран в ЕС.
По мнению представителя МИД РФ, обращать внимание следует «прежде всего не на истерию в СМИ, а на заявления государственного руководства этих стран и мнения военных экспертов». Сергей Беляев подчеркнул, что руководители Финляндии и Швеции «единодушны в том, что никакой непосредственной военной угрозы этим странам как не было раньше, так и нет сейчас».
Российский дипломат считает, что это прежде всего США «предпринимают целенаправленные усилия по втягиванию Финляндии и Швеции в НАТО, в том числе посредством пропагандистской обработки общественного мнения».
Торговый негатив
Еще одной причиной стремления Хельсинки сохранить добрососедские отношения с Россией, с которой у Финляндии наиболее протяженная среди стран ЕС сухопутная граница в 1.3 тыс. км, — это торговля.
По данным за 2021 год, на РФ приходилось 5,4% всего финского экспорта и 7% импорта.
По оценке финской таможни от марта 2022 года, стоимость экспорта в Россию товаров, подпадающих под новые экспортные санкции, введенные ЕС, в 2021-м составила около €250 млн. Это и есть приблизительные потери финской экономики от санкций. В общем объеме экспорта товаров из Финляндии в Россию доля их стоимости — 6,9%.
— Финляндия — это часть ЕС, и весь Евросоюз, как вы знаете, в этой ситуации был вынужден принять интенсивные санкции против России — из солидарности с Украиной и в качестве поддержки целостности и суверенитета Украины. Поэтому же санкции ввели и мы. Эти меры, конечно же негативно влияют на торговлю между Финляндией и Россией, — заявил Пекко Хаависто «Известиям».
По данным издания Seinäjoen Sanomat, санкции крайне негативно скажутся на экономике Финляндии — подобного мнения придерживаются 80% финских фирм из 120 опрошенных. Тогда как 78% из них напрямую или косвенно работают с Россией. Более того, 22% компаний добавили, что российский рынок для них главный.