14.04.2022
Виктор Гущин
В начале марта Центр изучения общественного мнения SKDS по заказу Латвийского телевидения провел опрос жителей Латвии на предмет их отношения к начатой 24 февраля Вооруженными силами России на Украине специальной военной операции.
Согласно результатам опроса, 90% латышей поддерживают Украину. Русские же совсем не едины во мнении: 22% поддерживают Украину, 21% – Россию. Остальные, т. е. большинство, не поддерживают «ни одну, ни вторую» или затрудняются ответить. Эксперты объясняют столь большую долю «неопределившихся» среди русскоговорящих острым кризисом идентичности, который многие испытывают.
К примеру, часть русскоязычного населения из числа тех, кто поддерживает действия России или же не поддерживает ни Россию, ни Украину, одновременно считает, что Москве в украинском вопросе нужно было бы действовать по следующему сценарию: 1) признание независимости ЛНР и ДНР, 2) ввод российских вооруженных сил на территорию этих республик и эвакуация мирного населения из прифронтовой зоны и 3) переход к военным действиям против Украины только после наступления войск ВСУ на территорию ЛНР и ДНР, т. е. действовать в ответ, а не на опережение.
Реакция мирового сообщества, в т. ч. и так называемого коллективного Запада, на действия российских вооруженных сил на Украине в этом случае была бы вынужденно критической не только по отношению к действиям России, но и по отношению к действиям Украины. Как и в случае с агрессией Грузии в 2008 году, страны Запада со временем должны были бы признать ответный характер предпринятых Россией военных мер.
Теперь же в ходе резко усилившейся информационной войны Украина в глазах очень многих предстала в облике жертвы, на которую неожиданно напали, что в одночасье сплотило весь коллективный Запад против России. Естественно, никто на Западе теперь и не вспоминает о том, что 8 лет назад после государственного переворота именно власти Украины развязали гражданскую войну на собственной территории и в течение всех этих лет безнаказанно убивали мирных жителей Донбасса.
Как видим, русскоязычная община Латвии, в том числе русская по национальному признаку, в своих политических взглядах, в т. ч. в оценке событий на Украине, неоднородна. Значительную поддержку имеет прозападная, либеральная идеология, что подтверждают сохраняющиеся уже более 12 лет высокие рейтинги прозападной партии «Согласие», которая и по вопросу оценки событий на Украине заняла сторону Запада, т. е. осудила Россию.
В свою очередь, рейтинг правозащитной и ориентированной на сохранение в Латвии русского языка и русской культуры, а также на противодействие неонацизму партии Русский союз Латвии не превышает, как правило, 3,5% поддержки избирателей. Депутат Европарламента от партии Русский союз Латвии Татьяна Жданок была единственным латвийским депутатом, которая 4 апреля отказалась поддержать резолюцию Европарламента с осуждением действий России.
Уже много раз говорилось, что ключевой проблемой, объясняющей подобное положение, является сохранение в Латвии института массового безгражданства. На начало нынешнего года около 10% жителей Латвии оставались в статусе неграждан, который не позволял им принимать участие в выборах местных органов власти, парламента Латвии и Европарламента.
Другой причиной сложившейся ситуации было то, что с 2009 года, когда мэром Риги стал Нил Ушаков, русскоязычные СМИ, и в первую очередь телевидение на русском языке, в значительной мере стали контролироваться партией «Согласие». Этот контроль, хотя и в значительно меньшей мере, сохраняется в печатных СМИ и поныне, после утраты СДП «Согласие» лидирующих позиций в Рижской думе. Возможности контролировать Первый Балтийский канал (ПБК) у СДП «Согласие» больше нет, поскольку государство его просто уничтожило. Кроме того, государство создало несколько полностью подконтрольных себе СМИ на русском языке.
Ослабление политических позиций прозападной партии «Согласие» для Латвийского государства не является сколько-нибудь существенно важным, хотя и приводит к некоторому росту популярности Русского союза Латвии.
Численность русских общественных организаций в стране невелика – всего около 150, причем активную работу из них ведут менее половины. После же 24 февраля и их деятельность, скорее всего, будет сведена к минимуму. Деятельность отдельных организаций может быть даже запрещена под предлогом угрозы национальной безопасности страны, как это имело место в случае с дискуссионным клубом ImhoClub.lv.
В последние недели знаковым стал подлинный разгул русофобии. После 24 февраля она усиленно выплеснулась на улицы городов в виде надругательств над памятниками советским воинам, освободившим Латвию от нацистской оккупации, и оскорблений в адрес русскоязычных жителей страны. Дошло даже до того, что президент Кабинета министров Кр. Кариньш обратился с публичным призывом к латышам не уравнивать русскоязычных жителей страны с «режимом Путина».
Указанные выше перемены на русскоязычном политическом фланге современной латвийской политики никак не ослабляют позиции националистов. Напротив, они продолжают реализацию своей политики на дальнейшее укрепление в стране режима националистической диктатуры.
В этих условиях принципиальную важность приобретает политическая, а не только гуманитарная, как было до этого, поддержка российских соотечественников Латвии, а именно:
1) критика на международном уровне официальной концепции оккупации Латвии как концепции, которая получила распространение лишь с началом нацистской оккупации Латвии в 1941 году. На уровне международного права тезис об оккупации не был признан в 1940 году и не признан до настоящего времени и, соответственно, важнейшей идеологической основой современного Латвийского государства является один из тезисов нацистской пропаганды;
2) совершенно недостаточно утверждать, что массовое безгражданство в Латвии и Эстонии – это позорное явление в жизни современной Европы. Требуется активная поддержка выводов ПАСЕ 2002 года и ОБСЕ 2006 года о том, что в Латвии из-за существования института массового безгражданства сформировался «долговременный дефицит демократии». Основываясь на этом выводе, необходимо постоянно и на всех международных площадках заявлять, что проводимые в Латвии выборы не отвечают принятым в Европе стандартам демократии, а органы власти, сформированные по итогам таких выборов, неизбежно несут на себе отпечаток дефицита легитимности.
Отсутствие до настоящего времени политического направления поддержки российских соотечественников Латвии позволило властям этой страны значительно укрепить в западном мире свой имидж якобы демократического государства, хотя демократическим оно на самом деле никогда не было.
После 24 февраля продвигать политическое направление поддержки российских соотечественников Латвии будет неизмеримо сложнее, поскольку и ранее коллективный Запад был абсолютно глух к вопросам нарушений прав человека и прав национальных меньшинств в республиках Прибалтики, ныне же этих вопросов в его политической повестке нет вообще.
Начатую Россией специальную военную операцию на Украине, целью которой является демилитаризация и денацификация этой страны, правящая элита Латвии использует для дальнейшего укрепления тоталитарных и неонацистских тенденций в политическом развитии страны, а также для дальнейшего разрыва всех связей с Россией, включая и гуманитарные связи.
Вот лишь несколько фактов. После 24 февраля был введен запрет на полеты российских авиакомпаний в Латвию, а латвийская компания AirBaltic прекратила полеты в Россию. Заблокированы все российские телевизионные каналы. Определён штраф в 700 евро за незаконный просмотр заблокированного российского телевидения. Национальный совет по электронным средствам массовой информации (NELP) опубликовал список сайтов, которые якобы представляют угрозу национальной безопасности Латвии и были заблокированы. Всего в списке 71 интернет-ресурс. Латвийские банки прекратили финансовые операции с рублями. Министерство образования и науки Латвии ввело запрет на участие латвийских школьников в любых мероприятиях на территории России. Президент Латвии поддержал предложение министерства об окончательном устранении из латвийских школ русского языка как языка обучения.
Министр иностранных дел Эдгар Ринкевич также не остался в стороне и заявил о необходимости сузить дипломатические отношения с Россией. После 24 февраля из Латвии, Литвы и Эстонии были высланы десять российских дипломатов. После 4 апреля, когда в центре внимания западных СМИ оказалась явно срежиссированная украинскими националистами провокация в городе Буче, в которой тут же обвинили Россию, Латвия объявила о закрытии генеральных консульств в Лиепае и Даугавпилсе и высылке 13 российских дипломатов.
5 апреля комиссия сейма по обороне, внутренним делам и предотвращению коррупции концептуально поддержала подготовленные министром юстиции Янисом Бордансом («Консервативные») поправки к закону о гражданстве, обеспечивающие правовую основу для лишения лиц, «поддерживающих военные преступления», гражданства Латвии.
Наконец, 6 апреля Информационное агентство LETA опубликовало сообщение, что министерство юстиции приняло решение заморозить активы Дома Москвы. Об этом сообщил на заседании комиссии сейма по запросам министр юстиции Янис Борданс.
Отдельная тема – празднование 9 мая Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне с гитлеровской Германией.
17 марта министр юстиции Янис Борданс призвал местные органы власти не выдавать разрешения на празднование 9 мая. 22 марта президент Эгил Левитс заявил: 9 мая – праздник «страны-агрессора» и отмечать его «неприемлемо». У правоохранительных органов имеется план по предотвращению «помпезного празднования» Дня Победы, заявила 5 апреля министр внутренних дел Мария Голубева в интервью передаче Rīta panorāma на LTV. Она проинформировала, что предложила партнерам по коалиции назвать 9 мая этого года «днем памяти жертв российской агрессии в Украине». Ранее глава Государственной полиции Арманд Рукс заявил, что собрания людей 9 мая в этом году будут восприняты как «поддержка российской агрессии». Сейм страны в окончательном чтении запретил проводить мероприятия ближе 200 метров от любого памятника, прославляющего Советскую армию и ее победы.
Вновь обострился вопрос о памятнике Освободителям Риги и Латвии от немецко-фашистских захватчиков в рижском парке Победы, который охраняется по латвийско-российскому соглашению от 1994 года. Сразу после 24 февраля латышские националисты раскрасили часть памятника в цвета флага Украины, а позднее судья Суда Европейского союза (ЕС) Инета Зиемеле в программе Латвийского телевидения Šodienas jautājums заявила, что демонтаж памятника Освободителям в парке Победы Латвия должна оценить в контексте текущих военных условий.
На фоне всех этих заявлений о недопустимости празднования 9 мая Дня Победы над нацистской Германией и возможности демонтажа памятника Освободителям Риги и Латвии от немецко-фашистских захватчиков абсолютным кощунством выглядит тот факт, что 16 марта Лимбажское отделение общества Daugavas Vanagi Latvijā в очередной раз организовало шествие в центре Риги в память о латышских легионерах ваффен СС.
Курс на строительство национального государства в странах Балтии, где население традиционно является многонациональным и мультиязычным, с неизбежностью привел к прямой и опосредованной поддержке идеологии и практики нацизма.
К сожалению, идеология неонацизма оказалась востребованной и на Украине, где в период нацистской оккупации в годы Великой Отечественной войны существовали многочисленные коллаборационистские военные формирования, в первую очередь ОУН-УПА (запрещенная в РФ экстремистская организация), запятнавшие себя массовыми кровавыми преступлениями против мирного населения Украины и соседних стран.
Но говоря о том, что в современной Украине на уровне государства широкую поддержку получили идеи нацизма, нужно помнить, что именно советские республики Прибалтики в период так называемой перестройки были первыми, кто вступил на этот путь, и что именно постсоветским Латвии, Литве и Эстонии, а также Украине принадлежит важнейшая роль в распространении идеологии неонацизма в Европе после 1991 года.
Совершенно очевидно, что начатая Россией 24 февраля специальная военная операция на Украине, а также контрмеры РФ в ответ на санкции коллективного Запада имеют своей целью окончательный слом сформировавшегося после 1991 года однополярного мира во главе с США. Для скорейшего достижения этой цели крайне важно завершить специальную военную операцию в максимально возможные кратчайшие сроки.
При этом формирование новых органов власти на Украине должно пройти только после завершения процесса денацификации страны, который, в свою очередь, должен включать широкую разъяснительную работу среди местного населения, а также привлечение к судебной ответственности лиц, активно поддерживавших идеологию и практику нацизма. Идеология ОУН-УПА должна быть запрещена на уровне закона. В рамках этой работы крайне важно показать, что поддержку неонацистскому политическому режиму на Украине, который окончательно сформировался после государственного переворота в феврале 2014 года, оказывал коллективный Запад, в том числе Латвия, Литва и Эстония.
«Ритм Евразии»