На двух стульях

0

29.04.2022

Федор Игнатиадис

Кто и как пытается балансировать между политической риторикой и экономической необходимостью

«Пытаться усидеть на двух стульях бессмысленно,
надо побыстрее определяться,
на какую сторону встать».

Ясмина Хадра

Экономические санкции, а по сути, полномасштабная экономическая война, объявленная России коллективным Западом, привели к появлению интересного феномена раздвоения между заявленной политикой и экономической необходимостью. Назовем его для удобства и наглядности сидением на двух стульях. Наблюдается он как среди политического руководства ряда стран мира, так и среди представителей крупного бизнеса. Опять же без привязки к той или иной стране.

Феномен двойных стандартов всегда был частью любого политического, военного или экономического противостояния. Не стану приводить бесчисленные примеры применения политики двойных стандартов из новой и новейшей истории. Отмечу лишь, что в отличие от царской России, Советского Союза и современной России именно Запад, особенно его атлантическое ядро, падок на использование двойных стандартов для достижения своих корыстных целей.

В противовес к этому лишь отмечу, что та любовь и уважение к Советскому Союзу, которые питали к нему самые широкие слои населения по всему миру, в том числе на самом Западе, были напрямую связаны с его бескомпромиссной, открытой позицией по большинству вопросов внешней политики: от международного сотрудничества до вопросов культуры и спорта.

Надо отдать должное руководству России и лично президенту Путину, которому удалось за пару десятилетий (ничтожный срок по меркам истории) восстановить во многом престиж страны — правопреемницы Советского Союза на мировой арене, сделав ее полноценным участником малочисленного клуба великих держав, которым по окончании мировой гибридной войны — рано или поздно — придется сесть за стол переговоров о будущем миропорядке.

Два лагеря

Мир сегодня с каждым днем все больше раскалывается на два больших лагеря. В одном находятся порядка 40 стран мира (плюс с десяток карликовых), которые выступают за сохранение однополярного мира, где главную роль будут играть США и их англосаксонские союзники — в первую очередь Лондон, а также Австралия и Канада.

В противоположном лагере находятся страны, выступающие за установление нового миропорядка, основанного на учете интересов многих стран и народов, без диктата со стороны единого центра. В него, помимо России и Белоруссии, входят такие мировые гиганты, как Китай и Индия, отказывающиеся поддержать антироссийские санкции. Самое интересное, что к ним присоединились большинство крупных стран Азии, Африки и Латинской Америки: Индонезия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Иран, Малайзия, Вьетнам, Бразилия, Мексика, Аргентина, ЮАР, Египет, Эфиопия, Алжир. Санкции не поддержали даже Турция и Израиль. Всего около 140 стран, где проживает более 80 % населения планеты, не ввело санкции против России.

Конечно же, Вашингтон и Лондон не оставили попыток продавить поддержку антироссийских санкций повсюду, невзирая на размер стран и историю их народов, как правило, не раз страдавших от гегемонии Запада.

Где-то реакция политических лидеров уже выходит за дипломатические рамки. Так, представитель МИД Китая посоветовал ЕС (цитирую) увидеть правду и прекратить держать свечку для диавола, а наследный принц Саудовской Аравии отказался связаться с американским президентом по телефону. В свою очередь, в ОАЭ демонстративно принимают опального на Западе Асада.

Многие страны держатся в рамках дипломатии, но твердо заявляют, что не поддержат санкции против России. Индийское руководство заявило Борису Джонсону, что само будет определять, что выгодно для страны, а что нет. Индонезия уже пригласила российского президента на саммит «двадцатки» в октябре 2022 года, а Малайзия заявила о готовности поставлять России микрочипы и полупроводники. О нежелании ввязываться в санкционную войну заявили президенты Бразилии, Мексики и ЮАР.

С конца апреля Россия переходит на продажу природного газа за рубли или национальные валюты дружественных стран. О переходе на продажу нефти Китаю за юани заявили Саудовская Аравия, Россия и Иран. Можно с уверенностью сказать, что единству Запада противостоит не менее единый в антивоенном плане (а санкционная война является одной из форм гибридной войны) остальной мир. И масштаб этого политического и экономического противостояния будет только нарастать.

Агония либеральных элит

Политика, по меткому выражению Отто фон Бисмарка, — это искусство возможного. Продолжая дальше свою мысль, великий немец подчеркивал, что если политические цели лежат за гранью реальности, то это уже не политика, а пустословие.

Видимо, сегодня среди политиков высокого ранга в Европе мало кто хорошо знает наследие первого канцлера Германской империи. Иначе бы не обещали Украине светлое будущее в ЕС и вступление в НАТО. И не обещали бы европейским народам быстрый экономический крах России и ее исчезновение с политической карты мира. Все это было обещано малой кровью санкционной войны и использованием относительно малозатратного пресса «свободных» СМИ и фейковой индустрии в худших традициях тоталитаризма. Какого цвета был последний европейский тоталитаризм, мы хорошо знаем.

Прошло всего два месяца от начала этой самой санкционной войны, и единый фронт объединенного Запада уже дает серьезные трещины, чем вызывает истерику у теряющих власть либеральных элит, неспособных к осуществлению реальной политики в ее бисмарском понимании. Экономические интересы, вписанные в контуры нового миропорядка, являются для многих не уверовавших до конца в безоговорочную победу Запада своеобразным полюсом притяжения. Своеобразной гирей на весах, уравновешивающей беспрецедентное давление мировых либерально-финансовых элит.

Экономические реалии нового мира, к сожалению, для этих либеральных элит сильно разнятся с реалиями того мира, к которому они так привыкли. Финансовое господство Запада уже не является доминирующим фактором для многих стран и представителей крупного бизнеса при принятии ими важных решений. Деньги постепенно проигрывают ресурсам.

В новом многополярном мире, при новом миропорядке роль денег будет играть не одна на всех мировая валюта, которую можно печатать в неограниченном количестве, обирая народы планеты, а совокупность самых разнообразных ресурсов. Энергетических, ископаемых, продовольственных, водных, демографических и прочих.

В том числе и военных ресурсов. И пусть вас это не пугает. Могущество доллара все последние десятилетия в немалой степени основывается и на военной мощи США. Во многом благодаря ей и поддерживался мировой порядок по окончании холодной войны.

Отсюда и появление многочисленных феноменов сидения на двух стульях, самые характерные из которых стоит рассмотреть подробнее.

Уходя — уходи

Многие крупные западные компании в первые же дни санкционной войны сразу же заявили о своем намерении покинуть Россию и Белоруссию. Список насчитывал несколько десятков компаний с мировым именем. Уход одних означал серьезные проблемы для соответствующей отрасли, уход других (например, пивные бренды) был по большей части безразличным для потребителей фактом. Уходу некоторых брендов, таких как «Макдоналдс», обрадовались, наверное, очень многие. Не будем забывать о том, что агрессивное проникновение потребительских брендов — важное оружие в идеологической войне Запада везде и повсюду.

К чести многих солидных западных компаний, надо сказать, что они, несмотря на все оказанное давление, заявили, что остаются работать в России.

Но и среди тех, кто, не взвесив до конца все за и против, объявил об уходе с российского рынка, уже есть более 30 компаний, которые поменяли свое решение об уходе со столь значимого для них рынка и возвращаются. Есть и те, которые пока выжидают, формально ссылаются на проблемы с логистикой, сменой цепочек поставщиков и т. д. У всех у них есть еще чуть больше 40 дней для того, чтобы определиться. Ничего — подождем. Но не будем забывать: свято место пусто не бывает. На их место, в случае ухода, придут другие.

Турецкий феномен

Особый кейс, болезненный для Запада, — это Турция. Ее руководство заняло ту же позицию, которую страна занимала во Второй мировой. Условно назовем ее так — выгодного нейтралитета. Пока Европа ведет убийственную для своей экономики санкционную войну, Анкара зарабатывает деньги на сотрудничестве с Россией, от торговли до туризма. При этом Эрдоган умудряется зарабатывать еще себе и очки на внутренней арене и в мусульманском мире, позволяя себе критиковать самого Байдена и американскую внешнюю политику.

Но не будем забывать и о еще двух важных ресурсах, которыми обладает Турция. Это геополитический и военный. Без участия Турции блокирование России с юга невозможно: протяженность турецкой территории с запада на восток — 1450 км, а далее на восток и на юг от нее расположены дружественные России страны. Или по крайней мере те, которые хотят с ней равноправно сотрудничать.

Что касается второго вопроса, то не будем забывать, что у Турции огромная и опробованная в боях армия, которую бы Запад хотел видеть выступающей безоговорочно на своей стороне. Но турки верны себе: они хотят убедиться, чья возьмет. А пока зарабатывают деньги. Много денег. Ничего личного.

Маленькая, но честная Сербия

Самым ярким примером давления, которое оказывает Запад на страны, входящие в сферу его экономических интересов, является Сербия. Небольшое балканское государство, стремящееся в объединенную Европу, буквально разрывается между прозападными элитами, пытающимися затащить страну в ЕС, и народом, который не забыл да и не сможет забыть варварские бомбардировки Югославии. Время работает на народ: Россия, на которую обращены взоры сербов, становится год от года сильнее, а экономический гигант мира — Китай — инвестирует в сербскую экономику как никто другой.

В феврале этого года сербы получили подарок от России на сумму более миллиарда долларов — продление газового контракта с «Газпромом» еще на один год. Но ЕС пригрозил сербам санкциями с отключением от российской нефти. Вот так просто — выкрутили руки «демократическим» путем. Не то что «диктатор» Путин. Об этом честно во всеуслышание заявил президент Сербии Вучич. Сколько удастся бедному сербскому лидеру удерживаться на двух стульях, покажет время. Запад ускоряет процесс признания Косово (остаются пять стран ЕС, включая Грецию и Испанию) и далее процесс его присоединения к верному союзнику Штатов на Балканах Албании. По всей видимости, развязку мы увидим уже в этом году.

Море без идеологии

Несмотря на то, что греческое правительство оказалось в числе первых среди тех, кто стал помогать киевскому режиму, в Греции тоже есть те, кто пытается заработать на санкционной войне, сторонясь идеологии. Или пуская в ход систему двойных стандартов.

Поясню. Экономика Греции держится на трех китах: туризме, судоходстве и сельском хозяйстве.

Греческое сельскохозяйственное производство вместе с тесно связанной с ним пищевой промышленностью находится под российскими антисанкциями аж с 2014 года. Туризм был вне политики, как и спорт с культурой, до самого последнего времени. Но, следуя европейской солидарности, Греция объявила о закрытии своего воздушного пространства для россиян. Но греческий монополист авиаперевозок Aegean уже начал реализацию авиабилетов с 3 июня. Что это означает? Вряд ли такое решение в компании принято без согласования с правительством. Может, поэтому греческий министр обороны недавно заявил, что Греция прекращает поставки оружия на Украину. В свое время Кипр заявил, закрывая свое воздушное пространство для россиян, что если Турция не закроет свое воздушное пространство для российских самолетов, то Кипр оставляет за собой право пересмотреть свое решение по этому вопросу. Может, к киприотам хотят присоединиться и греки?

Ну и наконец, самое пикантное, вызвавшее громкий скандал в Греции. Как известно, греки-судовладельцы контролируют от 20 до 40 процентов мирового торгового флота. А что происходит сейчас? Европа отказывается от российского угля, удобрений, нефти, газа, цемента, растительных масел. Все это поставлялось в Европу главным образом сухопутным путем из восточной части европейского субконтинента. Из России, Украины и Белоруссии. Теперь эти сотни миллионов тонн грузов (только российский уголь поставлялся в Европу в количестве 50 млн тонн) должны идти в Европу морем. А в море, как известно, нет границ и нет идеологии. Только бизнес.

Вот и перевозят российскую нефть и сжиженный газ честные греческие перевозчики, под флагами Панамы, Либерии и прочих удобных стран. И всё бы ничего. Но кое-кто из судовладельцев имеет бизнес и на суше, на родине. А в маленькой Греции иметь крупный бизнес и не иметь медиаресурсы — глупо. Ну а если имеешь мейнстримовый медиаресурс, то хаешь в нем России почем зря. При этом можно еще денежку заработать. И правительство дает, и дядьки заморские дают.

А танкеры этих магнатов возят российскую нефть. Пока нефть, завтра уголь, далее по списку. Идеология идеологией, а денежка врозь…

Федор Игнатиадис, президент греко-российского клуба «Диалогос»

  • Правозащита:теория и практика
  • Греция

Источник