12 мая с.г. в Пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошел круглый стол «Покушение на права и память. Нарушение прав россиян и соотечественников за рубежом в период событий на Украине в апреле-начале мая 2022 г.», в ходе которого был представлен новый мониторинговый обзор Московского бюро по правам человека. Представляем вниманию читателей портала RUSSKIE.ORG текст выступления на круглом столе директора Института Русского зарубежья Сергея Пантелеева.
Представленный сегодня Московским бюро по правам человека доклад скрупулезно и серьезно фиксирует факты массовых нарушения прав соотечественников, проживающих за рубежом. В нынешней сложной ситуации, связанной с беспрецедентным давлением на Россию и на все русское, качественный мониторинг сегодня крайне важен.
Фактура, которой мы обладаем благодаря, в том числе, таким исследованиям, должна нас заставлять задуматься над тем, каким образом нам действовать в этих условиях с точки зрения реальных механизмов защиты прав соотечественников. Эти задачи непосредственным образом взаимосвязаны – мониторинг, доклады, исследования должны быть основой для принятия практических решений.
Известный тезис о том, что мир изменился и никогда не будет прежним, требует, на мой взгляд, и пересмотра многих подходов работы с соотечественниками, которые мы ранее исповедовали. Давайте вспомним о том, что российская обновлённая Конституция возвела вопрос защиты прав соотечественников на уровень Основного закона, в статье 69.3 четко связав их правовую защищенность с сохранением культурной идентичности. А ведь именно война идентичностей, смыслов, является одной из основных составляющих той большой информационно-пропагандистской и даже горячей войны, которую мы сегодня наблюдаем.
Первое. Много обсуждалось ранее, кто такие соотечественники, насколько необходимо сужать или расширять это понятие. Думаю, что сегодня такие понятия как «соотечественники», «русские», «русскоязычные» снова нуждаются в определенном осмыслении, ведь атака идет на вполне конкретных людей, которых определяют одним словом – «русские».
При этом статья 68.1 Конституции, определяя русский язык государственным как язык государствообразующего народа, де факто и де-юре вводит цивилизационное понятие русскости, конкретизируя и объективизируя русскую идентичность, наполняя официальное понятие «соотечественники» конкретным смысловым содержанием. При таком подходе понятие «русские» выходит за узкоэтнические рамки, приобретает цивилизационное измерение, обладающее конкретными маркерами.
Каковы эти маркеры? Если человек, к примеру, идёт в «Бессмертном полку», значит он себя идентифицирует с Россией и союзным ей пространством, с Русским миром. И, кстати, выступает как активный антинацист и антифашист. При этом, конечно, «Бессмертный полк» — в хорошем смысле интернациональная акция, объединяющая представителей самых разных народов, разделяющих с нами общие ценности. Но вряд ли этнически русский, заявляющий, что ему стыдно быть русским, пойдет с ними в одном строю. Это лишь один из маркеров, но, думаю, весьма показательный.
Проблемы с русофобией, которые мы видим, возникли не сегодня. Просто вскрылись старые идеи и технологии, существующие на Западе с XIX века и даже ранее. В этом отношении крайне важны четкость и конкретность в понимании работы с нашими целевыми группами за рубежом – и с соотечественниками, и с нашими друзьями-русофилами. Говоря кратко, друзьям – поддержка, недругам – санкции.
Второе. В представленном докладе цитируется К.И.Косачев, считающий, что соотечественникам в определенных ситуациях Россия должна обеспечить эвакуацию из стран их проживания, если это будет необходимо. Кому-то это кажется радикальным, хотя никакого радикализма здесь нет – здесь есть реализм. Время такое. Нам необходимо сейчас в срочном порядке совершенствовать в очередной раз на новом уровне такие вопросы как возращение соотечественников в Россию, программа переселения соотечественников, получение российского гражданства. Крайне важно обращать внимание на правоприменительную практику. Можно красиво сделать закон на бумаге, но когда реальный человек по нашему законодательству начинает переселяться в Россию, он проходит многочисленные бюрократические «круги ада». Преподаватели русского языка вынуждены сдавать тест на владение русским языком, не говоря о других огромных стопках бумаг, которые необходимо собрать. А ведь это тоже защита прав соотечественников. Переселение, репатриация, является сегодня крайне важным механизмом, и он связан в том числе с имиджем России и теми ценностями, которые мы вместе с нашими соотечественниками защищаем.
Третий момент. Уже говорилось, что, в виду деградации действующих европейских и международных структур, начинают создаваться новые правозащитные организации. Важно, чтобы такие структуры создавались вместе с нашими соотечественниками и с нашими друзьями, с их непосредственным участием, в том числе в проблемных странах. Возможность создания таких структур на основе гражданских инициатив подтверждены в том числе 9 мая этого года. Несмотря ни на что люди выходили на акции, на «Бессмертный полк», в Риге и Таллине памятники советским солдатам-освободителям утопали в море цветов. Это значит, что реальные гражданские механизмы работают и именно в этих началах и российское государство и российские НКО должны видеть главных партнёров и в правозащитной, и в иной гуманитарной деятельности.