17.05.2022
Виктор Гущин
12 мая правящая в Латвии ультраправая партийная коалиция во главе с «Национальным объединением» приняла решение, которое снимает юридический барьер для сноса памятника Освободителям Риги и Латвии от немецко-фашистских захватчиков в рижской Пардаугаве. Причем это решение было принято, несмотря на то что по результатам опроса, проводимого в эти дни латвийской социологической компанией SKDS, абсолютное большинство респондентов (данные на 12 мая – 87%) высказались за то, чтобы оставить памятник в покое. Кроме того, это решение было принято, по некоторым сведениям, вопреки позиции МИД ЛР, которое рекомендовало не спешить со сносом памятника Освободителям.
Однако правящая ультраправая партийная коалиция, несмотря ни на чьи рекомендации и мнение жителей Латвии, все-таки настояла на своем и обеспечила принятие соответствующего решения.
Лично для меня это решение является логичным в политике латвийского этнократического политического режима, которое последовательно, шаг за шагом уничтожает все основы демократии.
Советское мемориальное наследие в Латвии является важнейшим фактором, способствующим не только сохранению исторической правды о Великой Отечественной войне, в чем правящая ультраправая партийная коалиция никак не заинтересована, поскольку её симпатии на стороне Латышского добровольческого легиона Ваффен СС и нацистской Германии, но и способствующим объединению значительной части населения Латвии на иной, нежели у правящего режима, идеологической основе.
В ходе борьбы с этим инакомыслием первым важнейшим шагом для построения идеологически «правильного» общества стала ликвидация системы школ с русским языком обучения. Ликвидация советского мемориального наследия в понимании правящей элиты — это другой, столь же важный шаг для идеологической унификации всех жителей Латвии.
При этом представители этой элиты прекрасно осознают, что ликвидации русских школ и уничтожения советского мемориального наследия для построения этой самой, единой, то бишь «латышской», Латвии все равно недостаточно. Остается еще семья, которая своих детей воспитывает зачастую совсем не так, как нужно ультраправым националистам. Именно поэтому с их стороны вновь все активнее звучат призывы к лишению гражданства натурализованных граждан и к депортации нелояльных режиму жителей Латвии, если они, эти самые жители, выступают за сохранение школы с русским языком обучения или против сноса памятников советской эпохи.
В свете принятого Сеймом Латвии 12 мая решения, направленного на снос памятника Освободителям Риги и Латвии от немецко-фашистских захватчиков, в очередной раз хотел бы заявить о необходимости отбросить ненужную политкорректность, которая на самом деле только вредит делу, и начать называть вещи своими именами.
Латвия сегодня — это не просто недружественное России государство. Латвия сегодня – это страна, в которой последовательно выстраивается своя модель тоталитарного и неонацистского государства. При поддержке в первую очередь США и НАТО. Иными словами, сегодняшнее Латвийское государство представляет прямую и явную угрозу для мирного будущего Европы.
Что в этой ситуации могли бы сделать Россия и представители гражданского общества Латвии?
Первое — необходимо недвусмысленно заявить, что уже в основу идеологии Декларации о восстановлении государственной независимости ЛР, принятой Верховным Советом 4 мая 1990 года, была положена пропаганда гитлеровской Германии.
Главный идеологический посыл Декларации — утверждение о якобы существовавшей «советской оккупации» в 1940-1941 и 1944/1945-1991 гг. Однако ни в 1940 году, ни после 1945 года факт оккупации Латвии Советским Союзом в 1940 году на уровне международного права признан не был. Не признан он и до сегодняшнего дня.
Первой об оккупации Латвии Советским Союзом заявила именно гитлеровская Германия после начала немецко-фашистской оккупации Латвии в июне-июле 1941 года. Нацисты активно использовали этот тезис для противопоставления своих действий действиям СССР: Германия якобы освободила прибалтийские республики от советской оккупации и принесла народам Латвии, Литвы и Эстонии свободу.
В послевоенные годы, в условиях начавшейся холодной войны коллективного Запада против СССР, были приняты многочисленные политические заявления об оккупации республик Прибалтики в 1940 году, но, отметим это еще раз, на уровне международного права факт оккупации республик Прибалтики ни в 1940 году, ни после 1945 года признан не был.
Соответственно, как страны Запада после 1945 года, так и Верховный Совет ЛР 4 мая 1990 года в качестве идеологической основы для своих политических заявлений и текста Декларации о восстановлении государственной независимости опирались именно на утверждение нацистской пропаганды.
Из этого вывода вытекает то, что любые действия, направленные на демонтаж советских памятников в Латвии, на самом деле ведут не к ликвидации последствий якобы существовавшей «советской оккупации», а к дальнейшей пропаганде и укреплению идеологии нацизма, что прямо нарушает решения Нюрнбергского военного трибунала.
Второе — институту массового безгражданства в Латвии и Эстонии исполняется в 2022 году 31 год. Россия неоднократно заявляла, что массовое безгражданство в Латвии и Эстонии — это позорное явление в жизни современной Европы. Однако утверждать только это совершенно недостаточно. Требуется активная поддержка выводов ПАСЕ 2002 года и ОБСЕ 2006 года о том, что в Латвии из-за существования института массового безгражданства сформировался «долговременный дефицит демократии».
Основываясь на этом выводе, России и представителям гражданского общества Латвии необходимо постоянно и на всех международных площадках заявлять, что проводимые в Латвии и Эстонии выборы не отвечают принятым в Европе стандартам демократии, а органы власти, сформированные по итогам таких выборов, неизбежно несут на себе отпечаток дефицита легитимности.
Необходимо потребовать незамедлительно восстановить в Латвии и Эстонии всеобщее избирательное право и обеспечить проведение первых после 1990 года всеобщих выборов в местные органы власти и национальный парламент. Это требование должно получить самую широкую информационную и политическую поддержку в мире.
Третье — необходимо дать политическую и правовую оценку «Национальному объединению», которое с 2011 года полностью определяет политическое развитие Латвийской Республики.
«Национальное объединение» – это союз крайне правых политических партий «Всё для Латвии!» и «Отечеству и Свободе / Движение за национальную независимость Латвии» (ТБ/ДННЛ). Председателем парламента Латвии с 2014 г. и по настоящее время является член партии «Всё для Латвии!» Инара Мурниеце.
Политолог Нил Муйжниекс, латвийский министр общественной интеграции, в 2012-2018 гг. – комиссар Совета Европы по правам человека, в 2005 году оценил «Всё для Латвии!» как расистскую организацию.
В свою очередь, французский политолог Жан-Ив Камю на панельной дискуссии высокого уровня, организованной Европейской комиссией по борьбе с расизмом и нетерпимостью (European Commission against Racism and Intolerance, ECRI) в 2005 году, представил доклад, в котором охарактеризовал партию ТБ/ДННЛ как находящуюся «на границе между консервативными правыми и крайне правыми» и как «ультранационалистическую партию, в некоторых отношениях сравнимую с крайне правыми».
Именно «Национальное объединение» является инициатором окончательной ликвидации исторически традиционной для Латвии школы с русским языком обучения. И именно «Национальное объединение» активно выступает за снос советских воинских мемориалов и, наоборот, за политическую и историко-культурную реабилитацию Латышского добровольческого легиона Ваффен СС.
Необходимо потребовать запретить деятельность «Национального объединения». Также необходимо потребовать привлечь к судебной ответственности тех политиков от ультраправой партийной коалиции, которые пропагандируют идеологию расизма и нацизма.
Четвертое — нужно инициировать обсуждение вопросов о недемократических выборах и возрождении нацизма в Латвии на международной конференции высокого уровня, включая, возможно, СБ ООН. Главный посыл этого обсуждения – страны коллективного Запада, закрывая глаза на долговременный дефицит демократии в Латвии и Эстонии и возрождение нацизма в Латвии, Литве и Эстонии, фактически поощряют укрепление недемократических и с элементами нацизма политических режимов в странах Балтии. Эти режимы, в свою очередь, последовательно проводят политику на усиление русофобии и антироссийской истерии в странах коллективного Запада. В рамках этого обсуждения необходимо привлечь внимание мировой общественности и к расистской и неонацистской деятельности «Национального объединения» и других правых политических партий Латвии.
Вторая Латвийская Республика, отсчитывающая свою историю с 4 мая 1990 года, относительно демократической была лишь до 15 октября 1991 года. Сегодня от демократии в Латвии не осталось и следа, что, впрочем, ни правящую коалицию, ни так называемый коллективный Запад ничуть не смущает. Но это не только смущает, а, более того, крайне беспокоит значительную часть населения Латвии. И не только тех жителей страны, которых принято относить к русскоязычным, но и латышей. Как написала в своем блоге известная в прошлом журналист Данута Дембовская, сегодня «в воздухе нашей страны разлиты страх и ненависть. Мы никогда с начала 90-х не были так близки к горячей фазе межэтнического конфликта».
«Ритм Евразии»