23.05.2022
Владимир Емельяненко
Александр Гапоненко. Фото dev.itd.lv
Снос памятника Освободителям от фашизма в Риге – само по себе знаковое событие – может потянуть за собой запрет учить русский язык и даже говорить на нем в Латвии. И даже стать началом изгнания из страны неграждан, считает общественный деятель, директор Института европейских исследований (Латвия) Александр Гапоненко.
– 20 мая в столице Латвии прошло шествие в поддержку решения Рижской думы о сносе памятника Освободителям – его власти разрешили. А вот возложение цветов к этому монументу, тоже 20 мая, как протест против его сноса, было запрещено? Как вы оцениваете эти события?
– Так в Латвии 20 мая началась «спецоперация» по уничтожению памятника Освободителям от нацизма, русского языка и высылка нелояльных к нацизму граждан и неграждан страны. Это ответ властей Латвии на предупреждение России о том, что акт вандализма, если он стучится, она не оставит без ответа. Думаю, не надо даже объяснять, что инициатором шествия 20 мая за снос памятника Освободителям выступил «Национальный блок» под патронажем президента Эгилса Левитса и премьера Кришьяниса Кариньша. Разумеется, акцию против сноса памятника, которую организовала депутат Европарламента Татьяна Жданок из Русского союза Латвии, запретили. Это демократия по-латвийски: шествия, неугодные правительству, – запретить, а то, что выгодно националистической бюрократии, – это и есть «демократия».
– Но решение Рижской думы о сносе монумента нарушает подписанный межгосударственный договор с Россией, который обязывает стороны ухаживать за значимыми для двух стран объектами исторического наследия.
– Разве такие «мелочи» волнуют националистов? Да, власти Латвии находятся на распутье, а ситуация висит на волоске. Правые силы добились отставки главы МВД Марии Голубевой, обвинив ее в том, что она не смогла предотвратить акции протеста 9 и 10 мая. Тогда монумент Освободителям усыпали цветами, что «оскорбляет» чувства патриотов Латвии, как себя называют националы. Еще они грозят отозвать своих министров из правительства, коих там большинство, что обрушит правительство. Умеренные в растерянности: решение Думы Риги о сносе монумента, действительно, ставит крест на подписанном межгосударственном договоре с Россией, по которому обе страны обязаны сохранять объекты исторического наследия. Вот и встала дилемма: нарушать или не нарушать?
Хотя ставки были иными: под шумок националы намерены протащить новые законы, которые позволяют выдворять из страны немедленно всех нелояльных. А это уже нарушение международного права и законов ЕС, которые запрещают отбирать, гражданство у человека или статус негражданина, если он останется совсем «без ничего» и на улице.
– Один из лидеров Русского союза Латвии Татьяна Жданок – депутат Европарламента. Там ее усилиями наверняка знают об этих беззаконных актах. Какова может быть реакция?
– Татьяна Аркадьевна Жданок уже выступила на пленарном заседании в Брюсселе. Она проинформировала Европарламент о разнузданной пропаганде по поводу сноса памятника, о фактах вандализма и о решении демонтировать мемориал Освободителям Риги от фашизма. «Тысячи жителей принесли 9 мая цветы к памятнику, но власть в ту же ночь демонстративно уничтожила трактором цветочный ковер», – теперь Жданок цитируют европейские СМИ. Многие европарламентарии ее поддержали. Депутат от Португалии Сандра Перейра даже использовала отведенное ей время на заседании для того, чтобы сделать важное заявление. Она считает, что Евросоюз, который позиционирует себя как защитника прав человека во всем мире, не должен мириться с нарушениями этих прав внутри ЕС.
– Как на полемику в Европарламенте реагирует официальная Рига?
– Будто и нет осуждения. Самое «интересное» предложение последних дней: все жители Латвии должны твердо ответить, что Крым – это Украина. Над теми, кто считает иначе, нависает угроза выселения из страны. Также власти подготовили законопроект, который запретит не только учить в школах русский язык, что нелегитимно относительно законов ЕС, но и говорить на русском языке.
Сеймом страны уже принято решение – полностью перевести русских детей только на латышский язык обучения до 2024 года. Хотя даже радикальный закон «Об образовании» от 23 марта 2018 года позволял изучение русского языка в начальной школе. Потом учащиеся, в том числе русских школ, должны получать образование только на латышском языке. И вот теперь хотят принять нововведения, возможно, с нового учебного 2022 – 2023 года.
Как законодатели и исполнители такой «демократии» намереваются осуществить эту «спецоперацию», мне неведомо, но националисты в ударе. Их абсолютно не волнует то, что в международные инстанции валом пойдут судебные иски. Их не волнует информированность институтов ЕС относительно готовящихся скандальных законопроектов. Думаю, не волнует и то, что доведенные до отчаяния «нелояльные» и неграждане поднимутся в свою защиту, как это произошло 9 и 10 мая. Ведь довели всех: думаю, у нас не осталось рядовых русскоязычных, которые раньше думали, что их «все это не касается».
– Много таких?
– Есть. Националы постарались – их стало заметно меньше, но даже они понимают: вопрос стоит ребром – если не бороться за свои права, разделение на «высших» и «низших» приведет к утрате сохранения русской идентичности или эмиграции. Чего и добиваются националисты.
– Как вы относитесь к тому, что памятник Освободителям Риги предложили переместить в свои города мэры сразу нескольких российских городов?
–Во-первых, глава МИД Латвии Эдгарс Ринкевич публично заявил: «Россия не получит компенсацию за памятник, а только от мертвого осла уши!» Это для понимания того, что нужно делать. Во-вторых, любые памятники, чтобы с ними ни случилось, забирать в Россию, нельзя. Надо по пунктам добиваться соблюдения подписанных Латвией или другими странами межгосударственных соглашений, которые обязывает соблюдать закон – ухаживать за значимыми для двух стран объектами истории. Потом, насколько мне известно, МИД России, Совет по правам человека РФ и Следственный комитет России прорабатывают и готовы инициировать разбирательства и судебные иски в случае нарушения достигнутых договоренностей, тем более – сноса памятника.
Еще, мне кажется, крайне важным учитывать общественное мнение стран-соседей: мэры латвийского Даугавпилса, польской Варшавы, болгарских Софии, Варны и Плевны, ряда других польских, литовских и болгарских городов заявили о том, что не допустят сноса памятников борцам с фашизмом.
– В России Совет по правам человека и МИД обсуждают возможность введения персональных санкций против тех, кто инициирует акты вандализма и расправу над несогласными. Это может сработать?
– Давно пора не обсуждать, а вводить. И не только персональные, а санкции экономического и юридического порядка для общественных институтов и компаний. Иначе убежденность в безнаказанности приведет к тому, что можно нарушать договора без последствий, сажать людей в тюрьму уже не только за ношение российского флага, хотя он, например, в Латвии не запрещен. Безответность России приведет к тому, что сегодня за флаг – в тюрьму, а завтра – за русскую речь и имена.
При этом крайне важно не поддаваться на провокации и не идти на поводу у националов. Провокации, насколько я знаю, в Литве и Латвии готовят по двум сценариям. Сценарий ЦРУ подразумевает тотальное уничтожение оппозиции, поэтому у нас под арест сажают всех несогласных. Только журналистов и блогеров после 10 мая задержано свыше 20 человек. Английский сценарий не прочь повторить украинский «опыт» – столкнуть соседей в военном конфликте, якобы в «защиту русских». И, тем самым, оттянуть и распылить силы России, открыв «второй фронт» специальной военной операции.
Портал «Русский мир»