Собор УПЦ МП (некоторые называют его «поместным») 27 мая принял решение о независимости от РПЦ. Если говорить точнее, на соборе было принято решение о внесении дополнений и изменений в Устав об управлении УПЦ МП, которые свидетельствуют о полной самостоятельности и независимости УПЦ МП. То есть, Собор пожелал зафиксировать отделение Украинской православной Церкви от Русской Православной церкви не в соответствии с церковными нормами, а путем внесения изменения в Устав. К слову сказать, в адрес Русской Православной Церкви не поступало необходимого в подобных случаях соответствующих обращений от УПЦ МП.
Учитывая особенность организации внутренней церковной жизни создается впечатление о том, что данное решение Собора УПЦ МП было принято под давлением внешних факторов, существенно осложняющих во время проведения специальной военной операции России на Украине церковную жизнь прихожан канонической Церкви.
Не секрет, что с 24 февраля непрекращающееся давление на УПЦ МП только усилилось: участились случаи отъема храмов, особенно на западной Украине, нападения на священников и даже их убийства, гонения на прихожан, ограбления и разрушения храмов. При этом сотрудники органов внутренних дел стали нарочито слепы к подобным нарушениям прав верующих, которые даже сегодня являются наибольшей религиозной общиной на Украине. Несмотря на то, что все 30 лет официальными светскими властями Украины велось активное лоббирование раскольнической сектантской ПЦУ, подавляющее большинство прихожан остались верны канонической Украинской православной церкви Московского патриархата.
По этой причине вполне объяснимо, что озвучивание «решения» Собора УПЦ МП, одним из его участников Владимиром Ткачуком, было осуществлено через социальные сети в обтекаемых формулировках избегающих прямого объявления самозваной автокефалии. Ни один истинно верующий не посягнёт брать такой грех на душу отступничества от единой церкви. Также это стоит рассматривать, как попытку киевской метрополии снизить риски активного возмущения и протестных явлений среди своих прихожан приверженных идее о неприкасаемом единстве Православной церкви.
Действительно, на УПЦ МП с 2014 майданного года стало оказываться беспрецедентное давление со стороны националистических (часто неоязыческих), государственных и раскольничьих объединений. А 29 марта 2022 года в Верховный совет Украины был внесен законопроект, предлагающий полный запрет деятельности УПЦ МП на территории Украины. Данный акт нынешнего Верховного совета Украины полностью дискредитирует нынешние власти Украины с т.з. соблюдения свободы совести и светского характера государства. Теперь уже однозначно можно констатировать, что нынешняя украинская государственность окончательно трансформировалась в тоталитарный, диктаторский режим.
Кроме того, данным законопроектом предполагается полное изъятие недвижимости УПЦ МП. И это при том, что очень много соборов, храмов и церквей было сооружено на пожертвования прихожан, силами самих священников после 1991 года, к чему государственный аппарат не имел никакого отношения. Вся ситуация с гонениями на УПЦ МП на Украине говорит о том, что украинские власти используют текущие боевые действия исключительно как повод в многолетней борьбе против Православия и для усиления позиций раскольничьей ПЦУ во главе с Думенко. Стоит отметить, что с самого начала СВО на территории Украины Митрополит Онуфрий и священники УПЦ МП осудили ее и проявили свою гражданскую позицию солидарную со светскими властями Украины. Но и это не спасло приходы и прихожан канонической Православной Церкви от варварских набегов и нападений со стороны подогреваемых украинскими властями националистов. Более того, после прошедшего 27.05 Собора УПЦ МП официальные государственные (светские) власти Ровенской области практически сразу заявили, что они полностью и в любом виде запретят деятельность УПЦ МЦ на своей территории.
То, с каким маниакальным упорством украинские власти стремятся уничтожить каноническую Православную церковь на Украине, вызывает удивление. По факту светские власти Украины, продвигая и подогревая этот раскол, подрывают и свою электоральную основу. Это обстоятельство косвенно свидетельствует о том, что внутренне светские власти Украины уже согласились со своим поражением в текущем военном конфликте, смирились с потерей этого электората и уже морально готовы на территориальный раздел Украины. А все более вырисовывающийся фактический территориальный раздел Украины, лишь легализует этот предварительно срежиссированный церковный раскол. У УПЦ МП наибольшее количество прихожан на Украине. Несмотря на официальную антиправославную пропаганду со стороны раскольнической ПЦУ и светских властей Украины, более 60% из числа верующих украинцев до сих пор являются прихожанами канонической Православной церкви. Более того, 2/3 прихожан УПЦ МП не поддержали решения Собора от 27 мая. Это все подтверждает тезис о том, что боевые действия лишь повод для запрещения деятельности УПЦ МП на Украине. Здесь стоит привести пример, что несмотря на несогласие епархий Южной Осетии и Абхазии с позицией грузинского Патриарха Илии II, и желание епархий войти под лоно РПЦ после войны 08.08.08, Русская православная церковь отказывается поддерживать раскол в Грузии и лишь временно взяла под свое покровительство приходы в Абхазии и Южной Осетии. Таким образом РПЦ всячески противится расколу Грузинской православной церкви. В этой связи возможно было на время спецоперации на Украине предложить подобное временное решение. Но украинские власти решили форсировать раскол.
Возникает резонный вопрос, если украинские власти в вопросах веры действуют не в интересах собственного народа, то в чьих же? Наивно полагать, что команда Зеленского действуя в политическом поле во благо политики США, на религиозном поле будут действовать иначе. Украинская пропаганда (да и российская тоже) любит повторять тезис Бжезинского о том, что Россия без Украины не сможет снова стать империей, и поэтому Россия будет стремиться поглотить Украину. Но все забывают о другом тезисе Бжезинского – «Основным идеологическим противником американской идеи, американского образа жизни и доминирования американской культуры является Православие. Раскол Православия должен быть главной задачей Америки» (книга «Великая шахматная доска: главенство Америки и её геостратегические императивы», 1997г.).
Учитывая, что в настоящее время вся американская идея/мечта трансформировалась в идею о т.н. «новой нормальности» и «новой этике», то заинтересованность архитекторов этого «нового мира новой нормальности и новой этики» в расколе Православия, становится очевидной. Цель задачи по расколу Православия — это размывание барьеров традиционных ценностей, одним из охранителей которых является РПЦ. Для дальнейшей возможности более легко, беспрепятственно навязывать парадигму новой «нормальности и этики» в среде православных народов. А это, в свою очередь, несомненно ведет к полному переформатированию самого человека как Homo sapiens.
Если посмотреть под таким углом на прошедший 27.05 Собор, то мы вынуждены констатировать, что это лишь очередной этап в углублении раскола, интересантами которого являются архитекторы «нового мира новой нормальности и этики», ставящие своей целью ослабление позиций РПЦ, по причине того, что РПЦ это в первую очередь оплот традиционных ценностей.
В связи с этим на данном этапе весьма явно прорисовывается новая, изначально не явная цель СВО – борьба не только против возрождающегося европейского нацизма, против глобализма во главе с экономической и финансовой монополией США, но и борьба за сохранение хотя бы части мира в парадигме традиционных ценностей классической нормальности и этики. На данном этапе конфликт уже явно перерос из разряда гражданской войны между славянами, когда по обе стороны фронта воюют люди, у которых кровные родственники проживают как в России, так и на Украине. Как метко подметил Рамзан Кадыров, война идет еще и с шайтанами-бесами, т.к. в данном конфликте на стороне ВСУ-США принимают участие и радикальные исламисты-глобалисты.
Поэтому конфликт стал истинно экзистенциальный, за само право остаться человеком традиционных ценностей, борьба за сохранение культурно этнического, исторического наследия человечества.
Если начальные цели СВО многим, особенно на Украине, казались непонятными (денацификация и демилитаризация довольно сложны для понимания, зараженного пропагандой украинского общества), то вопрос сохранения канонической Церкви как охранителя традиционных ценностей, прозрачно понятен и актуален как для жителей Одессы, так и для жителей Киевской или Волынской областей. Да и в самой России, где довольно много православных людей, изначально воспринимавших конфликт как братоубийственную войну и не желавших принимать участие в боевых действиях на Украине, теперь готовы защитить свою Веру и церковь как оплот традиционных ценностей. Поэтому стоит ожидать, что на технике в зоне боевых действий наряду с красным знаменем Советского Союза, флагами России, ЛДНР, «Ахмат сила!» теперь будут появляться хоругви и знамена с образом Спаса нерукотворного.