Лестница без опор, люстра Демидова и другие особенности здания Президиума РАН
Тайны одного из самых интересных мест Москвы — Александринского дворца — раскрыли для читателей «МК» в Российской академии наук. Президиум РАН размещается здесь, на Ленинском проспекте, 14, с 1934 года, после переезда в Москву из Санкт-Петербурга. Факт передачи царской резиденции в управление академии демонстрировал большое ее значение для страны. Позже здесь родились космический, атомный проекты, проект строительства атомного флота и многие другие. Но мы окунемся сегодня в более старые времена, которые предшествовали «академическому» периоду дворца и имения под названием «Нескучное».
Несмотря на уникальность места, известного более 270 лет, территория дворца по-прежнему доступна для посетителей. Только внутрь здания можно попасть по специальным пропускам или аккредитациям. Мне повезло: удалось пройти внутрь, да еще с консультантом отдела по взаимодействию со структурными подразделениями РАН Научно-организационного управления РАН Галиной Ивановной СЕМЫКИНОЙ.
Нескучный Демидов
Участок, на котором в 1754 году заложил основу для дворца внук знаменитого сподвижника Петра I Прокофий Акинфеевич Демидов, находился на стыке двух поместий. Одно принадлежало государственному деятелю Никите Юрьевичу Трубецкому. Другое — княгине Наталье Петровне Голицыной, которая, между прочим, явилась прообразом героини пушкинской «Пиковой дамы». Историки писали, что была она весьма хозяйственной, бережливой и не уступила Демидову ни пяди своего знаменитого Голицынского сада.
— Прокофий Демидов со временем превзошел свою строптивую соседку по части садоводства, создав вокруг дворца настоящий тропический оазис, — рассказывает Галина Семыкина. — По мнению современников, он отличался чудаковатым характером — в том смысле, что его совершенно не интересовало предпринимательство. Всеми насущными делами, начиная от возведения каменных палат, занималась его супруга Матрена Антиповна. Сам же Демидов был в полном смысле слова ботаником, которого интересовали только растения и садоводство; к нему частенько заезжал в гости известный петербургский академик-естествоиспытатель Петр Симон Паллас. Даже свой парадный портрет Прокофий Демидов заказал с изображением садовой лейки на переднем плане.
Галина Ивановна раскрывает первую тайну дворца: оказывается, та сторона здания, где сегодня мы любуемся красивым фасадом с главной входной лестницей, изначально смотрела… во двор (это позже, при одном из последующих хозяев, его «развернули» в сторону нынешнего Ленинского проспекта).
— Парадный подъезд находился с противоположной стороны, — поясняет Галина Семыкина. — От него начинался спуск к Москве-реке, и тут хозяин нового имения возвел оранжереи в ботаническом саду террасного плана, где выращивались ананасы, пальмы и прочие невиданные в те времена в России тропические растения. По слухам, некоторые из них сохранились, будучи перевезенными в университетский ботанический сад. Ботанический сад Демидова в виде амфитеатра спускался вниз к Москве-реке, где, кроме того, при романтическом хозяине было возведено здание Летнего (или Воздушного) театра на открытом воздухе.
Интересуюсь у консультанта историей названия имения, владельцем которого стал Прокофий Демидов. По ее словам, история наименования «Нескучное» имеет несколько версий. По одной, так называлось владение, выкупленное у Трубецких, по другой — закрепилось благодаря страстному увлечению садоводством первого хозяина дворца.
— Как я уже упоминала, он был заядлым садовником, — говорит Галина Ивановна. — Для сада идеальной площадкой была территория, которую мы сегодня видим на подступах к зданию президиума. Там был создан партер, за основу которого был взят партер Версальского дворца. Прокофий Акинфеевич выращивал там самые необычные для того времени цветы и очень ими дорожил. А для того чтобы сберечь свою коллекцию (имение не было огорожено забором от прохожих), он придумал своеобразный способ охраны. Он обряжал своих слуг-мужиков в белые одежды, имитирующие римские скульптуры, и расставлял их вокруг большой клумбы. Мужики, изображающие античных богов, не имели права пошевелиться в течение нескольких часов. Зато, когда кто-то посягал на коллекцию, со стороны кого-нибудь из них раздавался громкий окрик. Окружающие не раз наблюдали, как люди, напуганные «ожившими богами», падали в обморок, — это всех веселило. Отсюда и возникло название — имение «Нескучное», а от него и более позднее — Нескучный сад.
Лестница наверх без опор
Напомним, что строительством самого здания руководила супруга Прокофия Демидова. За основу в первичном оформлении дома был принят стиль барокко.
Проходим в фойе здания на первом этаже. И тут Галина Ивановна раскрывает еще одну «дворцовую тайну»:
— В те времена мы бы с вами находились не на первом, а на втором этаже: в то время строительство велось с углублением первого этажа — для сохранения тепла, и потом, нельзя отметать влияние дополнительного антропогенного наслоения.
И правда: я обращаю внимание, как низко, всего лишь на несколько сантиметров выше уровня земли, расположены полы кабинетов некоторых вице-президентов.
Имение после кончины Демидова было продано. Одним из следующих владельцев этого не совсем в те времена презентабельного дома, выкрашенного в зеленый цвет, стал Федор Орлов (старший брат знаменитого Григория Орлова — фаворита Екатерины II). В связи с отсутствием наследников после смерти Федора имение перешло его племяннице, маленькой дочери военного и государственного деятеля Алексея Орлова-Чесменского. Поэтому по сути он и стал владельцем дворца, достроил его, преобразовал, придал особую величественность.
Мне всегда хотелось узнать, при ком была построена удивительная, ажурного вида лестница, которая ведет на второй этаж. Оказывается, она появилась здесь перед балом, который Анна Орлова дала в честь интронизации Николая I.
— Лестница эта построена была по проекту архитектора Бове. Несмотря на ажурность, которую вы заметили, она была отлита из чугуна на одном из заводов Демидовых, — поясняет Галина Семыкина. — Удивительно, что у этого имеющего наименование «висячее» сооружения нет ни одной опоры снизу! Зато на одном из пролетов чудо-лестницы нас встречает огромное зеркало, которое было куплено при Демидове…
Поднимаясь на второй этаж, замечаешь, что реконструкция дворца основывалась на планировке, свойственной дворцам, построенным в XVII–XIX веках, наиболее известные из которых — Екатерининский и Зимний. И анфилада комнат здесь такая, что если входили в один кабинет от лестницы или центрального зала, то, пройдя множество других смежных и примыкающих кабинетов, обязательно выходили к двери напротив.
Люстра Демидова освещает парадную лестницу здания Президиума РАН
Но вернемся к лестнице, освещенной огромной люстрой. Это единственная люстра, по которой имеются документальные подтверждения о ее подлинности, основывающиеся на материалах оценочной комиссии при подготовке к продаже в 1832 году, а также проведенных в более позднее время инструментальных исследованиях. Она висит в здании дворца с XVIII века, то есть со времен его основателя Прокофия Демидова. Другие люстры, канделябры и светильники, освещающие сейчас залы и кабинеты Президиума РАН, возможно, тоже относятся к тому же времени, но это не доказано.
Парадная лестница привела нас к Большому парадному залу дворца, где в 1826 году состоялся знаменитый бал в честь восшествия на престол Николая I. К Орловым тогда съехалось 1200 гостей, а для освещения залов было закуплено 7 тысяч свечей. С 1934 года в течение многих лет здесь же проводились заседания Президиума академии.
Галина Ивановна обращает мое внимание на оформление зала:
— Обратите внимание на коринфские спаренные колонны, на два балкона, один из которых предназначался для хоров…
Среди прочего мы любуемся с ней удивительной росписью потолка. Ощущение такое, что это лепнина. Но нет: эффект объемности передает только рисунок. Оказывается, технологию 3D-изображения мастера знали еще тогда! Впрочем, красоту потолка омрачают ржавые потеки в его углах — следы от протечек кровли. Здание Президиума РАН на Ленинском, 14, в ближайшие годы ждет реставрация.
Орлов-Чесменский внес изменения не только в архитектуру и убранство дворца: им же был выстроен неподалеку манеж для выездки лошадей. Кстати, орловская порода этих прекрасных животных называется так именно в память о нем — знаменитом заводчике.
В манеже было всегда шумно, собиралась знатная публика, которая после продолжала веселиться в доме, — и это третья история, которая может быть, по словам Семыкиной, связана с названием имения.
После ухода из жизни графа Орлова-Чесменского его дочь вскоре забросила дом, уйдя в монастырь. Здание же в 1832 году было приобретено в собственность Департаментом управления императорской администрации за полтора миллиона рублей — Николай I преподнес его в дар супруге Александре Федоровне. Поскольку в девичестве она звалась на немецкий манер Александриной, дворец получил название Александринский.
Кабинет президента академии — бывшие покои императора
Заходим в расположенную на втором этаже бывшую императорскую гостиную, в последующем — приемную президентов Академии наук. Справа от нее раньше размещались покои российских императоров. Слева, где сейчас находятся кабинеты вице-президентов, находились покои императриц.
В приемной стоит подлинная мебель: слева — в стиле ампир, справа — роскошный шкаф и стол из карельской березы в стиле новой русской классики.
Как человек весьма образованный, Алексей Орлов-Чесменский имел в доме бюсты выдающихся ученых и политических деятелей того времени. Они украшают убранство дворца и теперь.
— Трудно сказать, чьи скульптуры стояли при Орлове-Чесменском, информации об этом не сохранилось, — говорит моя собеседница. — В более позднее время здесь появились бюсты Михаила Ломоносова, математиков Леонарда Эйлера, Пафнутия Чебышева и других.
До конца XIX — начала XX века в Александринском дворце жили как в летней резиденции почти все члены императорской семьи; все они здесь останавливались при проведении коронации — и Александр II, и Александр III, и Николай II.
«Цесаревичи здесь останавливались все на отдых, — говорит Семыкина. — Это была летняя резиденция».
Определенный период существования дворца связан с вице-губернатором Москвы Сергеем Алексеевичем Романовым, который жил здесь со своей супругой Елизаветой Федоровной — родной сестрой Александры Федоровны. По некоторым архивным данным, в этих помещениях обустраивались парадные покои Екатерины II еще в бытность Орлова-Чесменского, который мечтал о посещении ею дворца в Нескучном саду. Однако Екатерина II, заезжая в имение с целью восстановления после опалы графа на государственной службе, не остановилась здесь на ночлег.
«Кеннеди интересовало здесь все»
— Зато, по слухам, здесь ночевал сам Наполеон в 1812 году, когда вошел без боя в Москву. Этому есть какие-то подтверждения? — спрашиваю я Галину Ивановну.
— Этот факт не имеет никаких документальных свидетельств, — говорит консультант РАН. — Известно лишь, что здание дворца стало одним из немногих в Москве, которое не было сожжено. Почему? Есть обоснование, что это была резиденция временно поверенного Франции в делах России графа Жака де Лористона. Не исключено, что Наполеон воспользовался его гостеприимством, но мы пока ни подтвердить, ни опровергнуть этого не можем. Зато можно сказать точно, кто побывал здесь в советское время.
При СССР, по словам Галины Семыкиной, Александринский дворец был включен в протокольные мероприятия для посещения высокопоставленных зарубежных гостей после их встречи с руководителем страны. К примеру, тут были главы государств, выдающиеся деятели науки: нобелевский лауреат, радиобиолог Ирен Жолио-Кюри, премьер-министр Франции Жак Ширак, шведский король Карл Густав XVI…
Сенатор США Эдвард Кеннеди (брат Джона Кеннеди), оказавшийся в Александринском дворце, интересовался здесь всем — от цокольного этажа до световых фонарей на крыше.
Кроме политиков (Кеннеди, Маргарет Тэтчер) был здесь, по словам моей собеседницы, выдающийся предприниматель Арманд Хаммер. Он был уже в преклонном возрасте и очень тяжело понимался по ступеням лестниц дворца. Даже предложил, уезжая, вложить деньги, чтобы установить здесь лифт… Но ему, конечно, объяснили, что никаких лифтов в памятнике архитектуры размещать нельзя.
Именно в Парадном зале Александринского дворца были впервые представлены миру первые собаки, побывавшие в космосе, — Белка и Стрелка; здесь был в гостях первый человек, ступивший на Луну, — Нил Армстронг.
В РАН вернули символы плодородия
Кажется, во дворце, где сейчас располагается руководство РАН, не счесть всевозможных тайн… Вот, к примеру, многие знают его знаменитый фонтан, который был перенесен с Лубянской площади, когда там понадобилось освободить место для памятника Дзержинскому. Фонтан, установленный здесь в 1936 году, очень хорошо вписался в дворцовый ансамбль. Кстати, четыре скульптуры, на которых держится главная чаша фонтана, олицетворяют четыре русских реки: Волгу, Неву, Днепр и Дон.
Но мало кто знает, что возле дворца есть еще один фонтан. Он расположен с обратной стороны (где был когда-то парадный подъезд) еще со времен Демидова. Ходили слухи, что он прикрывал тайный подземный ход, но доказательств тому нет. Есть еще предания о том, что в 1830 году поэт Александр Пушкин приезжал сюда с Натальей Николаевной в период их помолвки, они посещали Летний театр. Но никаких свидетельств того, что Пушкин бывал в самом дворце, нет. Вряд ли императорская семья сочла бы тогда необходимым приглашать к себе опального поэта.
Теперь перейдем к знаменитым дворцовым скульптурам. Откуда, к примеру, взялись здесь собаки, «охраняющие» вход в Президиум РАН? Почему собаки, а не более распространенные «стражи» — львы? Да потому что жена Николая I очень любила таких песиков. Поэтому традиционный для классицизма лев уступил место мастифам. Изначально они были отлиты в металле, но со временем заменены на мраморные.
В 2023 году были завершены работы по восстановлению наклонившихся со временем колонн въездного ансамбля в Александринский дворец. Он появился после перехода имения в императорские владения. Въезд в парк был оформлен пилонами — невысокими колоннами с аллегорическими скульптурами. С левой стороны скульптурная композиция олицетворяла созерцание, образование и науку — на ней были изображены мужчина с жертвенником и женщина; с правой — красовались образы плодородия: бог Дионис с рогом изобилия, его спутница, лесная нимфа Дриада, и ребенок.
Предположительно в 80–90 годы правая скульптура (с Дионисом и Дриадой) была утрачена. На их месте вплоть до последнего времени находилась копия расположенных слева мужчины и женщины — символов образования. Теперь въездным воротам вернули первоначальный облик. Восстановленные по старым фотоснимкам Дионис, Дриада и ребенок снова отлиты в бронзе и водружены на правый пилон. Хотелось бы верить, что такое знаковое событие говорит о возрождении былого величия российской науки.