11.09.2023
8 сентября отмечается Международный день солидарности журналистов. Как отмечал президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, перед ними стоит ответственная задача объективного освещения событий, происходящих в геополитическом окружении страны. Сегодня Запад пытается установить контроль над информационным полем в соседних с Россией странах, чтобы добиться ее отчуждения и изоляции. Вашингтон не жалеет денег на различные гранты «на противодействие дезинформации» и на «поддержку независимых СМИ».
При этом в Центральной Азии США распределяют средства через казахстанскую «дочку» USAID. Какие риски эта деятельность Вашингтона несет для отношений республики с Россией, в интервью «Евразия.Эксперт» оценил руководитель ИАЦ «Институт Евразийской политики» Максим Крамаренко.
– Максим Борисович, USAID выделил $50 млн на «противодействие дезинформации» в Казахстане. Первый транш в размере $12 млн уже поступил в распоряжение НКО KazAID. В целом США резко увеличивают финансирование «продвижения демократии» в регионе: во втором полугодии 2022 г. на эти цели было выделено $248 млн долларов, больше, чем за весь 2021 г. 6 тыс. журналистов приняли участие в медиатренингах. Что на самом деле стоит за этой «помощью»?
– В период биполярной системы международных отношений, понимая, что проигрывают в честном противостоянии двух систем, Соединенные Штаты озадачились разработкой скрытых форм противоборства с Советским Союзом. В итоге был разработан инструментарий «публичной дипломатии», что, по сути, является той же пропагандой, но с красивым названием. Якобы это продолжение дипломатии, только открытой, направленной на развитие дружественных отношений не только с правительствами других государств, но и их населением. Но под этим благовидным предлогом создавалась сеть подрывников из числа журналистов, педагогов, актеров и чиновников.
Они должны были внушить населению, что ценности советского общества пагубны и являются почвой для развития государственного тоталитаризма, ущемляющего права личности. Кроме того, в задачи этих подрывников входила пропаганда ценностей западного «открытого общества» – демократии, свободы во всем, внедрения политических институтов, обеспечивающих якобы возможность каждому гражданину влиять на политику своей страны. А на самом деле, создающих условия для внешнего западного влияния на принятие политических решений. К чему привела эта деятельность, известно всем: распад Советского Союза, установление частичного или полного внешнего управления в ряде бывших советских республик.
Сейчас в Казахстане, да и в целом в Центральной Азии, происходит то же самое. Формируется сеть, как сейчас принято говорить, из лидеров общественного мнения. Им внушается, для дальнейшего «вещания на общество», что «Россия – это зло, ее политика на постсоветском пространстве преследует цель возродить Российскую Империю, и если это ей удастся, то всех ждет очередной мегаГУЛАГ». При этом вы в вопросе упомянули только журналистов, но тренинги по формированию сети прозападных пропагандистов охватывают более широкий круг участников.
Так, недавно в Казахстан приезжал всеми давно позабытый Френсис Фукуяма, чтобы прочесть лекцию о том, что надо вредить России, и тогда в странах Центральной Азии наступит благополучие. И на этом тренинге были уже лидеры из таких сфер, как госуправление, бизнес и гражданское общество. В принципе, основная идея лекции Фукуямы раскрывает цели, на которые Госдеп США «вливает» такие большие денежные суммы в создаваемые им сети прозападных лидеров – вредить России.
Тут следует обратить внимание еще на один момент. Даже если представить, что Западу удалось достичь своей цели: он смог разрушить экономические связи между странами Центральной Азии и Россией, а вместо добрососедских отношений привил ненависть и национализм, – созданная США сеть никуда не денется. Она будет использоваться для реализации внешнего политического управления центральноазиатским регионом. Об этой цели вам не расскажет ни тот же Фукуяма, ни сотрудники посольства США и USAID. Потому что нам о ней знать нельзя: узнав её, многие поймут, что борясь с Россией, они вредят и собственной стране.
Ведь причинение вреда России – это не какая-то маниакальная цель политической элиты США и коллективного Запада. И, тем более, не забота о независимости и суверенитете бывших советских республик. Это важный этап в установлении колониальной зависимости, либо ее усилении над государствами постсоветского пространства.
В целом, можно сказать, что активизация США по линии так называемой «публичной дипломатии» свидетельствует об их слабости. Они опять не могут открыто противостоять России, поэтому переходят к подлым способам противостояния, зная, что один раз они уже смогли с их помощью добиться успеха.
– Насколько сильно USAID сегодня влияет на казахстанские НПО?
– Американские дипломаты и USAID, насколько мне известно, довольно активно взаимодействуют с казахстанскими НПО. К тому же, у них широкий спектр направлений, на которые они готовы выделять гранты и оказывать иные способы поддержки. Лет семь назад они переключили внимание со столичных регионов и пошли в провинцию. Помню, тогда руководитель одного из казахстанских НПО, кажется, из Петропавловска, рассказывал, что ему американцы при визите в их город предлагали подать заявку на получение гранта от USAID. Он тогда поинтересовался: а на что лучше подать? И получил ответ: да хоть на что, можно даже на строительство многофункциональной спортивной площадки. Самое главное, чтобы при входе в неё было заметно написано, что это дар американского народа Казахстану.
– Госдеп США провел прием заявок на новый грант в размере $1,5 млн долларов для финансирования «независимых журналистских расследований», под видом которых будут продвигаться антироссийские медиапроекты в Казахстане и других странах ЦА. Особое внимание будет уделяться контенту на русском языке. Как Вы думаете, как финансовая помощь USAID, грантовые конкурсы Госдепа для СМИ влияют на развитие русского языка в Казахстане? Главная цель здесь – ослабить русский контент в СМИ?
– Года два назад, в 2021 г., посольство США, наоборот, объявляло гранты и указывало, что приоритет будет отдаваться заявкам по проектам с казахоязычным контентом. То есть, в тех грантах преследовалась цель развития казахского языка посредством средств массовой коммуникации, а также расширения аудитории, читающей контент на казахском языке. Те гранты, о которых вы говорите, как мне кажется, преследуют цель оказывать информационно-идеологическое воздействие на российскую аудиторию. Это же удобно, когда автор, создающий антиправительственный контент для российской аудитории, будет находиться за пределами России. Его деятельность будет трудно пресечь, ведь он, постоянно проживая, допустим, в Казахстане, не будет нарушать местное законодательство, обливая грязью российский политический режим.
Кроме того, этот контент будет исходить не от американского блогера, который как бы представляет сторону конфликта, а от «стороннего наблюдателя», из дружественного России государства. Соответственно, к такому мнению будут больше прислушиваться в российской аудитории. К этому добавим, что деятельность такого блогера властями России будет восприниматься как враждебные намерения уже казахстанской стороны. И все с помощью русского языка, который американцами будет использован как инструмент воздействия на аудиторию своего противника, то есть России.
– Могут ли США вбить клин в отношения России и Казахстана с помощью деятельности проправительственныых организаций USAID, NED* (деятельность признана нежелательной на территории России), Internews Network? Могут ли отношения двух стран пострадать из-за грантов, финансовой помощи этих организаций НПО, СМИ Казахстана?
– Скажем так: один раз им удалось победить Советский Союз. Сейчас мы видим, как разворачиваются события на Украине, где ненависть к России воспитывается практически с рождения. Ведь это тоже результат аналогичных действий американских донорских организаций. Поэтому буду честен и циничен: есть вероятность, что им удастся испортить отношения между нашими странами.
Конечно же, это будет проблемой для обществ и политических элит Казахстана и России, и противодействовать этому можно и нужно. И делать это надо сообща, исходя из того, что и в России есть такие же сети лидеров общественного мнения, которых успели воспитать американцы. И они тоже выполняют аналогичные задачи по формированию негативного отношения к Казахстану среди россиян, по разжиганию тем о территориальных претензиях и так далее.
Возможно, площадкой противодействия этим процессам должна стать ОДКБ, которую необходимо наделить функцией по обеспечению информационно-идеологической безопасности государств, входящих в эту Организацию.
– Как казахстанские власти реагируют на все это?
– В Казахстане в этом году приняли информационную доктрину, которая должна организовать работу государственных органов, направленную на обеспечение информационного суверенитета государства, и защиту наших традиционных ценностей. Но гранты выделяются, проводятся различные тренинги, в которых, видимо, наши власти не видят прямой угрозы. К тому же, они, наверное, положительно рассматривают приток грантового капитала в страну.
Здесь можно согласиться с нашим президентом: наши чиновники до сих пор реактивны – реагируют на то, что уже свершилось. И в последнее время он все больше требует от них проактивности. Будем надеяться, что она у них разовьется, и республика окажется под надежной защитой от внешнего влияния.