21 февраля в 14:00 в Новом Пространстве Театра Наций пройдет презентация проекта «Слой» с участием кураторов — заместителя художественного руководителя Театра Наций театроведа Оксаны Ефременко и художника-постановщика Анастасии Юдиной, а также режиссеров — Максима Соколова, Галины Зальцман и Артема Терехина. В основу постановок Максима Соколова и Галины Зальцман лягут киносценарии и фильмы знаковых режиссеров — «Мой брат умер» Алексея Балабанова (Россия) и «Молодость» Фэна Сяогана (Китай). Артем Терехин совместно с драматургом Максимом Жегалиным создаст самостоятельное произведение, вдохновившись фильмом «Любовное настроение» Вонга Кар-Вая (Гонконг).
В каждой из этих постановок через киноязык, через прямое присутствие знаковых фигур внутри проекта и артефакты из фильмов предполагается изучить фактуру времени. Принципиальным качеством проекта «Слой» будет многомерность, поэтому в Новом Пространстве Театра Наций появятся не только спектакли, но и инсталляции, выставки, открытые встречи, концерты, посвященные темам премьер.
«Сегодня реальность очень подвижна и изменчива, а первое свидетельство тому — язык и наша коммуникация. Именно в языке и способах коммуникации фиксируются новые явления, изобретаются понятия. В проекте «Слой» мы планируем обращаться к разным языкам, с помощью которых фиксируем реальность. В сезоне 2023/24 мы сосредоточимся на изучении кинотекстов и слоя кино, их способности создавать правила мышления и понимания, способы высказывания в реальности и искусстве», — говорит куратор проекта Оксана Ефременко.
В проекте «Слой» Оксана Ефременко отвечает за драматургическую основу постановок. Однако «кинослой» — это не только тема «киносценарии на сцене», но и желание исследовать сходство и различие языков кино и театра. Поэтому кураторы задались вопросами: «Что происходит с персонажем в кино и в театре? В чем сходство и различие инструментов этих искусств? Как визуальная природа кино может быть реализована на сцене?» Ответ на последний вопрос ищет второй куратор проекта — художник-постановщик Анастасия Юдина, отвечающая за визуальную концепцию «Слоя».
«Кураторский диалог с Анастасией Юдиной выстраивается на основе ее укореннености в современном искусстве. Она очень любит вписывать скульптуры и инсталляции в художественную среду спектакля. А это в свою очередь расширяет функцию сценографии — актер не только существует в придуманном мире спектакля, но и взаимодействует с миром современных арт-объектов. Такая многоуровневая среда отвечает вызовам сайт-специфического Нового Пространства Театра Наций. В двух проектах «Слоя» Юдина совместно с режиссерами изобретает способ взаимодействия актера, сценария и предметной среды, а в третьем будет обсуждать с режиссером Артемом Терехиным и художником Алексеем Лобановым их вариант освоения этого пространства», — говорит Оксана Ефременко.
— «МОЙ БРАТ УМЕР»
Автор — Алексей Балабанов
Премьера — 23, 24, 25 февраля
Режиссёр — Максим Соколов
Художник — Анастасия Юдина
Видеохудожник — Александр Плахин
Композитор — Николай Комягин (Shortparis)
В спектакле заняты: Елизавета Мартинес, Григорий Артеменко, Анна Соколова, Сергей Волков/Илья Гененфельд
Сценарий «Мой брат умер» был закончен Алексеем Балабановым за три дня до смерти. Это история о слепом парне, который видит глазами умершего брата, а его прозрению предшествует цепочка событий в духе романов Федора Достоевского и Николая Лескова. Команда постановщиков остановила свой выбор на жанреперформативной читки, чтобы услышать и прочувствовать балабановский язык на сцене. Композитором проекта стал Николай Комягин (лидер группы Shortparis), создавший специально для постановки несколько музыкальных произведений. В премьерные дни он сам исполнит их во время спектакля.
«Через последний текст Алексея Балабанова мы пытаемся пройти или, по крайней мере, нащупать путь последнего героя отечественного кинематографа. Узнать, понять, возможно предугадать его черты, которые можно разглядеть в сегодняшнем дне только если знать исходник», — говорит режиссер Максим Соколов.
Работа над сценарием «Мой брат умер» открыла для кураторов широту влияния Балабанова на российское искусство 2000-х. Поэтому в премьерные дни можно будет увидеть не только перфочитку «Мой брат умер», но и послушать лекцию о влиянии мира Балабанова на современную театральную режиссуру (23, 24 февраля). Отдельным событием станет творческая встреча с соратниками Алексея Балабанова, которая пройдет перед перфочиткой 25 февраля и будет посвящена 65-летию мастера.
Фото: пресс-служба Театра Наций