
Старый колумбарий на Донском кладбище давно собираются реконструировать
На стене колумбария Донского кладбища вновь — уже не в первый раз — появились надписи с требованием к ответственным за захоронения срочно связаться с администрацией некрополя. Это, по всей вероятности, очередная попытка начать долгожданную реконструкцию стен кладбища, которая потребует хотя бы временного «отселения» урн с прахом и демонтажа колумбария. Когда-то огненная во всех смыслах новинка, «наш советский колумбарий» на Донском разменял второе столетие и находится в печальном состоянии.
Донское кладбище не нужно путать со старинным некрополем находящегося прямо через стену Донского монастыря, где лежат многие великие москвичи XVIII — начала ХХ веков. А на самом Донском кладбище (которое новое) есть более или менее традиционные могилы, а есть несколько колумбариев, то есть стен с нишами для урн с прахом. Самые старые колумбарии, не считая того, что в стенах бывшего крематория — он же храм преподобного Серафима Саровского, — находятся в стенах, окружающих некрополь.
Именно там можно увидеть диковинную для Москвы и России в целом, да и в мировом масштабе, модель захоронения: памятниками служат сами урны, которые видны проходящим через стеклянные, как в буфете, дверцы. Рядом с урнами иногда лежат какие-то знаки внимания родственников: игрушки, конфеты, безделушки, записки. Идешь — и читаешь печальные строки о безвременно погибших девочках, мальчиках и взрослых… А прах-то не где-нибудь под землей или за каменной толщей, он прямо здесь, в изящно оформленной урне! Ощущение, надо сказать, достаточно специфичное.
О том, что старые колумбарии в стене кладбища будут реконструировать, говорили давно — с начала 2010-х годов, когда началась подготовка к обновлению самой ограды. Она действительно требует немедленного капитального ремонта, кое-где даже имеет деревянные подпорки. Но каждый раз, когда администрация некрополя начинает активную подготовку к ремонту и обращается к ответственным за захоронения, получается скандал.
— Тут огромное количество ниш уже давно заброшены, никто не ухаживает, стекла выбиты, что-то нужно с этим делать, — пояснил корреспонденту «МК» сотрудник некрополя, работавший у колумбария в стене, сопредельной с монастырем. — Но, наверное, у многих умерших уже и родственников никаких не осталось.
Действительно, «иных уж нет, а те далече»: похоже, значительная часть захоронений осталась без присмотра, потому что либо род умершего пресекся, либо потомки похороненных в стене уехали из России. «У нас в Москве уже никого не осталось, но друзья семьи пока есть, их можно будет попросить что-то сделать с урной, — сказал «МК» израильтянин Михаил, у которого за такими стеклянными дверцами на Донском «лежат» дедушка и бабушка. — Но надо будет смотреть, сколько попросят за сохранение места в нише, если это будет стоить слишком дорого, возможно, будет лучше переправить урны к нам».
О том, во сколько обойдется сохранение места в нише, администрация кладбища пока не говорит — может быть, это и вовсе будет бесплатно? Впрочем, маловероятно… Но известны расценки за возможность захоронения на самом новом Донском кладбище (конечно же, урны, а не полноценного гроба). «Поскольку мест на этом кладбище уже давным-давно нет, практикуется, так сказать, вторичный оборот могил, — рассказал москвич, недавно приобретший участок для семейного захоронения рядом с той самой стеной-колумбарием. — Цена примерно соответствует однокомнатной квартире в неплохом районе внутри МКАД».
Понятно, что в старом колумбарии, который находится в стене кладбища и оснащен теми самыми стеклянными дверцами, уже давно места не продаются и не покупаются. Но это в том числе потому, что состояние этой части некрополя — аварийное. А если «обнулить» ситуацию и окажется, что сотни ячеек свободны?
— Желающие есть, спрашивают, можно ли туда «подзахорониться», но все это будет решаться только после ремонта стены, — отвечает сотрудник кладбища.
При этом идут разговоры и о том, что колумбарию в стене, смежной с монастырем, вообще не место: не православный это канон — урны за стеклянной дверцей. Но тут уж исторически сложившееся положение — таково, каково есть: кажется, на большой скандал с «вышвыриванием на мороз» тысяч урн никто не готов. Что там говорить — даже в храме, который бывший крематорий, сохраняется колумбарий. Говорят, где-то там «прячется» даже урна с прахом цареубийцы Войкова, но только сотрудники скрывают ее — мало ли кто решит отомстить за Николая Второго! Видимо, жить нам с этим «простым советским колумбарием» и дальше — но реконструкция неумолима и для администрации кладбища выглядит очень многообещающе.