С самого начала работы Центра, образованного в 2011 году, перед его специалистами встала задача охарактеризовать ледовые условия Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского морей и получить картину гидрометеорологических условий в этом регионе. Больше 30 комплексных экспедиций, проведенных за последние 10 лет, дали уникальные результаты в новейшей истории России.
– Наш Арктический научный центр, по сути, наверстывает упущенное, – с советских времен впервые проводит серьезный научный мониторинг экологического состояния Арктики, — говорит директор департамента техрегулирования и развития корпоративного научно-проектного комплекса «Роснефти» Эдуард Тимашев. – Начинали работать на Карском море, а сейчас охватываем еще Баренцево и Чукотское моря, наши полевые базы сдвинулись на сушу, где мы проводим круглогодичный мониторинг окружающей среды.
Разработка технологий айсберговой безопасности
Ни для кого не секрет, что Арктика тает, от ледников архипелагов Новая Земля, Северная Земля, Земля Франца-Иосифа и Шпицберген периодически откалываются айсберги, которые грозят столкновениями судам и любым промысловым объектам. Чтобы решить проблему, с 2016 года перед специалистами центра была поставлена задача по предотвращению таких столкновений.
– Мы проводили исследования в самые опасные для столкновения с айсбергами периоды – с апреля по июнь, а также в холодное время года, когда все замерзает, – поясняет генеральный директор АНЦ Михаил Болдырев. – Установили специально для изучения данных о перемещении льда буи в Енисейском заливе. Датчики, установленные на этих буях, постоянно записывают данные о движении льда. Получаемая информация является основой нашей программы по сопровождению экспедиционных работ. Это выглядит следующим образом: мы отслеживаем маршруты движения экспедиции, накладываем на них текущую гидрометеорологическую обстановку, становление льда или движение айсбергов, и по результатам даем судну подсказку. К примеру, мы можем передать следующее сообщение: «У вас есть всего три дня для работы, после – уходите».
Главный специалист ООО «РН-Эксплорейшн» Андрей Колюбакин привел пример из жизни:
– Например, в этом году, когда мы бурили первую стратиграфическую скважину в море Лаптевых, выяснилось, что пролив Вилькитского, между морем Лаптевых и Карским, начал замерзать на месяц-два раньше обычного. Вовремя заметив это, мы «выгнали» весь флот обратно в Мурманск, — безопасность, прежде всего.
Могут возникать и ситуации, связанные с необходимостью отвода опасных айсбергов с пути научных судов. По словам специалистов «Роснефти», таких ситуаций еще не было, но нужно быть готовым. Для этого в 2016-2017 годах было проведено 36 (!) экспериментов по уводу айсбергов на большие расстояния.
Для проведения экспериментов привлекались дизельные ледоколы «Капитан Драницын» и «Новороссийск».
– С первого взгляда это может показаться простым делом, но на практике мы столкнулись с необходимостью тщательного предварительного мониторинга отдельно взятого айсберга, – говорит Эдуард Тимашев. – Ведь он может и расколоться в момент буксировки, и перевернуться, угрожая самому ледоколу. Не зря коллеги получили за создание системы увода айсбергов государственную премию. Максимальная масса буксируемого специалистами айсберга составила 1,2 млн тонн, максимальное перемещение за сутки составило 50 миль (свыше 80 км).
Микробы
Об одном из прикладных проектов, связанном с очисткой арктических вод от возможного загрязнения углеводородами, рассказал начальник отдела инновационных проектов на шельфе АНЦ Артем Исаченко.
Специалисты Центра разработали совместно с негосударственным институтом развития «Иннопрактика» микробный препарат на основе найденных бактерий, обитающих в холодных водах Арктики. Из сотен образцов, найденных в районах «хронического присутствия углеводородов», к примеру, в портах, ученые отобрали 35 холодоустойчивых микроорганизмов, которые, размножившись, могут успешно поедать аналогичные пятна в любом районе Арктики.
Впереди промышленное производство препарата.
Несмотря на то, что аналоги таких препаратов уже давно используются в разных акваториях мира, сложность нашей работы заключается в адаптации средства для северных морей, – говорит Исаченко. – Мы поместили бактериальный компонент препарата в гранулы, покрытые гидрофобной оболочкой. Внутри они уже содержат питательные вещества для старта процесса очистки.
Еще одна сложность в продвижении препарата, по словам сотрудника АНЦ, заключается в необходимости получения на него различных разрешительных документов. Как только препарат станет доступен, им можно пользоваться следующим способом, который описал один из сотрудников: «Можно иметь с собой горсточку гранул на любом судне, — высыпал ее за борт на образовавшееся бензиновое пятно, и микроорганизмы будут сопровождать его, пока не съедят полностью».
Биоразнообразие
Одной из важнейших задач АНЦ «Роснефти» является обследование ключевых видов животных арктического региона. Специалисты должны понять экологический статус каждого обитателя, начиная от планктона и заканчивая самым крупным представителем трофической цепи — белым медведем. Все они взаимосвязаны между собой.
– Медведю для добывания пищи необходим лед (он охотится на ластоногих млекопитающих только на границе воды и льда), – говорит Артем Исаченко. – А в связи с тем, что площадь льда становится все меньше, белый медведь вынужден все время перемещаться на север. Многие из них не успевают этого сделать и остаются на летний период на островах, где вынуждены голодать.
Проведя в течение 2020 и 2021 годов исследования на Земле Александры, биологи изучили жизнь и повадки 19 Умок. На пятерых самок были надеты GPS-ошейники, которые позволят ученым отслеживать их дальнейшие перемещения, у самцов брали кровь для изучения на предмет болезней, состояния иммунитета, уровня стрессового напряжения.
Несмотря на сложные условия, в которых все чаще оказываются эти хищники, ученые замечают, что медведи борются за жизнь, порой, меняя свое поведение и пищевые пристрастия.
– Исследователями на Аляске было замечено, что у белых медведей появляются новые паттерны, такие как расширение кормовой базы, изменения привычек, – говорит Артем Исаченко. – К примеру, за последние 5-7 лет появились первые примеры охоты медведей на белух. Для этого они заходят в заливы, куда заплывают морские млекопитающие, и нападают на них с камней. Нередко делают они это группой, что было также не свойственно им ранее. Есть также данные о том, что белые медведи начали употреблять в пищу водоросли…
Результаты исследований Арктического научного центра «Роснефти» уже вошли в уникальный Экологический Атлас морских биосистем, который издан совместно с компанией «Иннопрактика».
Подписаться
Авторы:
Арктика
Россия
Новороссийск
Поделиться