Вариант «Дельта» SARS-CoV-2 был впервые выявлен в Индии в конце 2020 года и уже к середине лета 2021 года стал преобладающей линией в большинстве стран, включая Россию. Он оказался более заразным, чем предыдущие варианты, вызывавшие беспокойство. Быстрое распространение этой линии может быть связано с его пониженной чувствительностью к нейтрализации антителами, а также с повышенной эффективностью слияния с клетками человека. «Дельта» быстро распространилась в России, увеличив свою частоту с 1% в апреле до более 90% в июне.
Благодаря активным усилиям многих стран по отбору и секвенированию геномов SARS-CoV-2 от пациентов, можно проследить распространение различных вариантов вируса по всему миру. Российские ученые из The Coronavirus Russian Genetics Initiative (CoRGI) Consortium проанализировали появление и распространение варианта «Дельта» в России в период с апреля по октябрь 2021 года и сравнили его с другими странами. Они пришли к выводу, что большинство российских образцов несут один и тот же набор мутаций, что убедительно свидетельствует о том, что они произошли от одного события завоза варианта в страну. Препринт исследования, опубликованный на medprix.org, обосновывает появление локального российского штамма линии «Дельта».
Как пишет в соцсети один из авторов исследования, генетик, профессор Сколтеха Егор Базыкин, пока в России продолжается эпидемия «Дельты»: «Наш новый препринт – про роль личности в истории. Мы показываем, что более 90% случаев дельты в России – похоже, потомки одного-единственного вируса, завезенного сюда весной. Если вы заразились ковидом в России этим летом или осенью – почти наверняка вы болели именно этим вариантом, так называемым AY.122. Другие варианты дельты завозились в Россию и немного раньше, и позже. Почему распространился именно AY.122? У нас нет оснований считать, что он чем-то отличается от другой «Дельты» по своим свойствам. По-видимому, дело в эффекте основателя. В марте-апреле завозы «Дельты» в страну еще были немногочисленными, и лишь одному из привезенных вариантов «повезло» сильно размножиться. Позже новые варианты «Дельты» завозились, конечно, снова и снова, но они распространялись уже на фоне преобладающего варианта и не имели по сравнению с ним конкурентного преимущества».
Как пояснил «МК» Константин Северинов, в этой работе четко прослеживается биологический «эффект основателя»: » «Дельта» — это на самом деле созвездие штаммов, очень близких друг к другу, но имеющих небольшое количество отличий. Коллеги установили, какие штаммы «Дельты» доминируют в России, и пришли к выводу, что почти вся наша «Дельта» – это производные лишь одного из нескольких существующих вариантов. Самый простой способ объяснить это наблюдение – это предположить, что когда-то, в марте или апреле 2021 года, в нашу страну заехал один человек, зараженный этим конкретным вариантом «Дельты», которую он передал другим людям. Возможно, этот человек был «суперспредером» и передал вирус нескольким сотням наших сограждан. И теперь все штаммы «Дельты» в стране – потомки того единственного вируса, завезенного этим человеком. А все волны, включая июньскую, могут быть сведены к одному источнику. Если бы к нам несколько раз завезли «Дельту», то можно были бы ожидать несколько различных вариантов, но этого не наблюдается.
— Ситуация исключительная?
— Нет, как и в большинстве стран. Хотя, конечно есть страны, как проходной двор, и там много разных путей завоза. Например, США, куда могли быть привезены разные варианты из разных мест. Но у нас, судя по всему, все из одного места. Похожая ситуация была и с «Альфой» – та же группа Егора Базыкина показала, что все штаммы «Альфы» пришли к нам из Европы в марте 2020 года, а вовсе не из Китая. И за это надо сказать спасибо вовсе не нашим эпидслужбам, а именно Китаю, который быстро закрылся.
— Но наша «Дельта» не отличается от ее вариантов в других странах?
— По свойствам не отличается. Мы не можем похвастаться ни тем, что наша версия злее, ни тем, что она добрее.
— А какие перспективы в России у «Омикрона»?
— Как и везде. Он быстро распространяется, и, наверное, вытеснит «Дельту». И, похоже, «Омикрон» уходит из-под действия антител, выработанных на имеющиеся вакцины. Поэтому, один из плохих возможных сценариев: у нас могут быть две пандемии: одна пандемия «Дельты» и одна – «Омикрона», то есть, два вируса будут заражать нас независимо друг от друга.
— Как это?!
— Есть некоторые данные, пока что предварительные, из ЮАР, Германии, Америки, что защитные действия антител от вакцин против «Омикрона» неэффективны. Можно предположить и обратное: антитела против «Омикрона» не будут действовать на «Дельту». И фактически, может быть два независимых инфекционных процесса: можно будет заражаться последовательно или даже одновременно и тем, и другим.
— Кстати, в подтверждение вашей теории уже описан один случай. СМИ написали о жительницы Исландии, которая была полностью вакцинирована в августе, 3 ноября подхватила «Дельту», а 3 декабря заболела с «Омикроном». Женщина находится в обсерваторе, чувствует себя пока хуже, чем при заболевании «Дельтой»…
— Да, если окажется, что антитела узнают одну линию вируса, но не узнают другую, такие случаи вполне возможны.
— Насколько реально в сжатые сроки создать вакцину от «Омикрона»?
— Создать можно быстро: и мРНК, и аденовирусная платформы легко перепрофилировать под любой другой вариант. Проблема в том, что во- первых, если новая вакцина действительно будет хорошо ингибировать (подавлять) «Омикрон», но не будет ингибировать «Дельту», придется делать вакцинацию двумя вакцинами. Учитывая энтузиазм некоторых граждан в отношении вакцины, можно предположить, как они «обрадуются», а уж в России тем более. Ну и в России надо принять в расчет производственные мощности: мы не потянем массовое производство двух разных вакцин. И так еле справляются.
— Иными словами, мы сейчас с вами обрисовали неизбежный апокалипсис?
— Мне нравится совет надеяться на лучшее и готовиться к худшему. Давайте готовиться к худшему, а потом только радоваться. Но пока новые данные показали, что вакцина неэффективна против «Омикрона», так что явно хороших новостей пока нет. Реальные данные о якобы более легком протекании болезни при заражении «Омикроном» пока что отсутствуют. И пример «Дельты», в частности, исследования, которое мы с вами обсудили показывает, что единственный приезжий, зараженный «Омикроном», может, если он окажется суперспредером, стать началом цепной эпидемиологической реакции, которая через несколько месяцев позволит вирусу распространится по всей стране.