У 48-летнего россиянина после коронавируса началась деменция

0

По оценкам экспертов, опрошенных «МК», с последствиями коронавируса, требующими обращения к психиатрам, невропатологам или клиническим психологам, сталкиваются примерно 20% переболевших коронавирусом.

«В своей практике я наблюдаю изменения причин обращения пациентов за последние два года, — рассказывает врач-психиатр из Омска Анастасия Пилипенко. — Вначале, когда ковид только появился, отмечалось увеличение количества обращений со страхами заразиться, а также с неврозами. Сейчас приходят пациенты, которые уже переболели. Чаще всего жалуются на слабость, разбитость, рассеянное внимание, невозможность собраться, тревожность. Следующими по частоте обращений идут психотические расстройства».

Врач привела пример проявления психоза. На прием пришла 40-летняя женщина, экономист по профессии, ранее у психиатров не наблюдавшаяся. «Выглядела очень ухоженной, находилась в приподнятом настроении, до последнего ходила на работу, справлялась со своими обязанностями», — рассказывает Пилипенко.

Однако в беседе выяснилось, что недавно она похоронила маму, умершую от ковида. Через некоторое время мать стала «приходить» к дочери по вечерам, «как живая». Женщина перестала испытывать чувство потери, воспряла. Пришла убедиться, что с ней все в порядке — резкая перемена в ее поведении и ее рассказы пугали близких.

«Горящие» глаза, двигательное и речевое возбуждение — все говорило о том, что у пациентки развился маниакальный синдром. В таком состоянии человек не может воспринимать реальность, как она есть, — говорит врач. – Не может отдавать отчета своим действиям, руководить ими. Моя пациентка поделилась, что постоянно общается с Богом, и он ее во всем направляет».

Опасное состояние у женщины, как считает психиатр, развилось на фоне перенесенного коронавируса и потрясения от потери близкого человека. К возникновению психоза могут привести и сопутствующие вирусному заражению интоксикация или повышенная температура — страдают сосуды, из-за чего возникают видения, зрительные и слуховые галлюцинации.

Мясо пахнет тухлятиной

Галлюцинации могут быть и обонятельными. «У некоторых надолго исчезает восприятие запахов, а когда возвращается, ранее приятные ароматы становятся отвратительными», — продолжает Пилипенко.

Недавно к врачу обратилась молодая пациентка, переболевшая ковидом семь месяцев назад. Раньше девушка обожала шашлыки, а теперь — на дух не выносит: когда вернулось обоняние, ей стало казаться, что мясо воняет тухлятиной.

По словам Пилипенко, вирус влияет на центр восприятия запахов. «Это РНК-вирус, нейротропный. Он поражает сосудистую и нервную системы, — отмечает врач. — Многие жалуются на сверлящие боли в сердце, онемение частей тела, покалывания, ощущение, что «выкручивает ноги».

Раньше такими симптомами, как одышка, нехватка воздуха, озноб, онемение конечностей, учащенное сердцебиение занимались в основном неврологи, обозначая такое состояние, как нейроциркуляторною дистонию. Теперь с ними направляют и к психиатрам — у переболевших ковидом такие проявления могут говорить о психических расстройствах.

Новые фобии и суицидальные мысли

Люди жалуются врачам на нарушение аппетита, сна, рассказывают, что им хочется «отвернуться к стенке и лежать, свернувшись калачиком».

«Типичный случай: пришла молодая женщина, плачет: перестала есть, спать, пропало настроение. Налицо — все признаки депрессии: печальная мимика, ничего не хочет. Это проявление ангедонии — когда человеку становятся недоступны радость, счастье, положительные эмоции», — описывает Пилипенко.

По ее словам, постковидный синдром может длиться более 12 недель: меняться, исчезать и возникать вновь.

Врач-психиатр из Москвы Владимир Каторгин отмечает, что с жалобами на психические расстройства пациенты, переболевшие коронавирусом, обращаются даже через год после выздоровления.

«За последние полтора года стало больше пациентов, страдающих тревожными и тревожно-депрессивными расстройствами, — говорит Каторгин. — Появились новые фобии: люди боятся заболеть, боятся последствий коронавируса, боятся за свое будущее, за своих детей, стариков. В целом уровень тревожности в обществе заметно увеличился. Сама тревожность стала острее. В структуре постковидного синдрома есть суицидальные мысли. Это вызывает беспокойство: с одной стороны, вирус еще не изучен, с дугой — мы видим, какие изменения он уже внес в нашу жизнь».

Перестал ходить на работу, узнавать жену

Чаще всего, по словам Владимира Каторгина, переболевшие жалуются на потерю работоспособности, памяти, концентрации внимания, апатию, отсутствие сил, желаний, мотивации. Вирус влияет негативно на медиаторы, отвечающие за удовольствие, настроение.

«У стариков, которых я наблюдаю на протяжении последнего года, отмечаю очень быстрое течение постковидных расстройств с преобладанием нарушений восприятия, появления галлюцинаций, бреда», — рассказывает врач.

Терминальное течение психических заболеваний отмечаются и у более молодых людей. «Есть пациент 48 лет, — приводит пример Каторгин. — Перенес ковид. До этого был абсолютно здоровым. После болезни была слабость, астения. А потом на фоне постковидного синдрома, буквально за пять дней, наступила спутанность сознания. Перестал ходить на работу, узнавать жену. Заявил ей: «Кто ты такая?»

То есть, очень быстро развилась деменция, слабоумие. Человек перестал быть тем, кем был. Сейчас в довольно тяжелом состоянии находится в отделении неврологии».

Страхи и галлюцинации

Клинический психолог из Санкт-Петербурга, доктор психологических наук по медицинской психологии Оксана Защиринская рассказала, с чем ей приходится сталкиваться.

«Пришла мама, у которой ребенку чуть больше годика. Ее после ковида стали мучать мысли, которых раньше никогда не было. Кажется, что если она выйдет на улицу, там обязательно произойдет что-то страшное: машина наедет на малыша, кто-то на самокате собьет ее с ног и ребенок пострадает. Говорит: «Постоянно рисую себе страшилки и не могу с этим справиться». На послеродовую депрессию это не похоже».

Еще одна послековидная пациентка Защиринской стала бояться собственной квартиры. «Ей начало казаться, что по стене плавают розетки. А потом и вовсе, говорит, из унитаза вылезла змея. Женщина перестала спать и вообще не понимала, что происходит. Как оказалось, у нее до ковида было скрытое биполярное расстройство, а болезнь обнажила симптоматику. Я ее направила к психиатру», — говорит врач.

Обобщив обращения своих пациентов-мужчин, переболевших коронавирусом, Защиринская пришла к выводу, что они чаще всего жалуются на состояние, в котором не могут справиться со своей работой, которую до болезни успешно выполняли.

«Мужчины рассказывали, что не понимали, что с ними происходит: вроде бы раньше начальник был адекватным, а потом начал предъявлять какие-то завышенные, невыполнимые требования. Люди психовали, уходили с работы. А потом, спустя несколько месяцев, будучи безработными, приходили на консультацию и говорили, что жалеют об увольнении. Описывали состояние, не похожее на депрессию, а, скорее — на какой-то эмоциональный, совершенно непрогнозируемый срыв. Кстати, у женщин это проявляется реже, в основном у тех, о ком говорят: у нее мужской склад ума».

Что делать?

Любые из вышеописанных проявлений, даже самые «легкие» нуждаются в лечении.

«Пока совсем плохо не стало, нужно обращаться к врачам, — говорит Владимир Каторгин. — Само это не пройдет. А если пройдет, то будут последствия — затяжная депрессия, снижение когнитивных способностей. Когда страдает социальная активность, работоспособность — ни к чему хорошему это не приводит».

Врач отмечает, что у его пациентов, страдающих от постковидного синдрома, зачастую отсутствует критическое мышление. «Если человек находится в подавленном настроении, лежит, отвернувшись к стенке и ничем не интересуется или, наоборот, агрессивно себя проявляет, либо ничего не ест, похудел – словом, с ним происходит то, чего раньше не было, но при этом не замечает перемен либо отмахивается: да ладно, пройдет — нужно бить тревогу», — говорит Каторгин.

Обратиться можно к ближайшему врачу, для начала – к неврологу. Необходимо сдать общие анализы и проверить гормоны. «Часто ковид нарушает работу щитовидки», — отмечает психиатр.

Если возникло острое состояние — например, паническая атака, нужно вызывать «скорую». 

По словам Каторгина, уже наработаны действенные постковидные схемы лечения. Его проходят амбулаторно, за исключением случаев тяжелых тревожно-депрессивных расстройств. Восстановление занимает до полугода, все это время человек может работать.

«Лучше обращаться сразу к психиатру, и бояться этого не нужно, — призывает Анастасия Пилипенко. – Сейчас понятия «учет» не существует. Человеку может оказываться лечебно-консультативная помощь, если он обращается для консультации и назначения медикаментозной терапии. И есть диспансерное наблюдение — если пациент страдает хроническим психическим расстройством, требующим регулярного и длительного наблюдения, к примеру шизофренией, реккурентной депрессией, биполярным расстройством. Здесь необходимы назначения врача и регулярный контроль за течением заболевания. Если вы обращаетесь к психиатру в частном порядке, никакого занесения в базу не будет».

Для лечения постковидных состояний рекомендованы антидепрессанты, которые может подобрать только специалист. Даже такие, казалось бы, простые и нужные для нервной системы витамины, как С, D, B не стоит принимать без назначения, поскольку важно учитывать возраст, массу тела, индивидуальные реакции организма, сопутствующие заболевания и проч. При постковидном синдроме клинически доказан эффект от применения препаратов, улучшающих память. «Не только ноотропов, но и препаратов нейротрофического действия, которые питают головной мозг и улучшают состояние сосудов», — поясняет Пилипенко.

«Обязательно нужно заниматься собственным мозгом, — говорит клинический психолог Оксана Защиринская. – Для восстановления есть очень хорошие препараты пептидной группы, нано-пептиды, церебропротекторы. Но их должен прописать врач».

А без всяких рецептов специалист советует заниматься гимнастикой для мозга. По ее словам, существует множество упражнений, развивающих когнитивную сферу — их легко найти самостоятельно. Лучшие результаты дают те, что тренируют память.

Первоисточник