У детей, рожденных во время пандемии, заподозрили задержки в развитии

0

Поколение COVID-19

Авторы исследования из Медицинского центра Ирвинга Колумбийского университета приводят цифры, что с начала пандемии COVID-19 в мире родилось более 200 миллионов младенцев. И только за первые 2 недели всеобщего тестирования в разгар пандемии в Нью-Йорке (весна 2020 года) 14% рожениц в системе больниц Медицинского центра Ирвинга Колумбийского университета дали положительный результат на SARS-CoV-2. На сегодняшний день 2% населения мира были инфицированы в тот или иной момент пандемии. Несмотря на невозможность точного подсчета, даже самые консервативные оценки общего числа младенцев во всем мире, внутриутробно подвергшихся воздействию материнской инфекции SARS-CoV-2, исчисляются миллионами.

Пока еще связь между инфицированием матери во время беременности и влиянием вируса на здоровье ее будущего ребенка до конца не установлена, однако предыдущие вспышки коронавируса человека (SARS и MERS) показали, что тяжелая инфекция у будущей мамы может привести к проблемам как у нее самой, так и к повышению риска ряда неблагоприятных исходов для младенцев, включая повышенную уязвимость перед нейродегенеративными заболеваниями. Впрочем, практика показывает, что и другие вирусные заболевания у женщины во время беременности (включая грипп, ВИЧ, вирус Зика, краснуху и пр.) нередко могут вызвать у ребенка задержку моторного и психического развития. Например, когортные исследования поколения, родившегося во время пандемии вируса гриппа А H1N1 (испанки) в 1918 году, выявили у него более низкий уровень образования, что потом отразилось на социально-экономическом статусе у взрослых. Пандемия краснухи 1964 года привела к 10-15-кратному увеличению числа расстройств аутистического спектра или шизофрении у потомства.

Как скажется на будущих поколениях нынешняя пандемия COVID-19? В ходе работы исследователи из Колумбийского университета Ирвинг в Нью-Йорке наблюдали за детьми, рожденными у женщин с выявленной инфекцией SARS-CoV-2 во время беременности, а также детьми сходного возраста при рождении, пола, расы и способа родов, рожденными от неинфицированных женщин  в период с марта по декабрь 2020 года. Ученые сравнили их развитие и социальные навыки, когда им исполнилось по 6 месяцев, на основании шкалы-опросника  Ages & Stages Questionnaire (ASQ-3). А потом сопоставили полученные результаты с группой детей, рожденных до пандемии. Ученые предполагали, что материнская инфекция SARS-CoV-2 во время беременности будет ассоциироваться с задержкой социального и моторного развития в возрасте 6 месяцев, однако все оказалось гораздо интереснее.

В исследовании изучались параметры развития 255 младенцев, рожденных от матерей в среднем возрасте 32 года (от 19 до 45). 114 из этих младенцев внутриутробно подверглись воздействию SARS-CoV-2, 141 — не подвергались. Их сравнили с так называемой исторической когортой из 62 младенцев, которые родились в период до пандемии — с ноября 2017 года по январь 2020 года. Учитывая, что эта когорта была набрана в том же самом медицинском центре, и что использовался один и тот же 6-месячный показатель развития, эта ситуация предоставила уникальную возможность изучить связь между пандемией COVID-19 и нейроразвитием младенцев.

Сравнение младенцев велось по 5 показателям шкалы-опросника — общение, грубая моторика, мелкая моторика, способность к решению проблем и личные-социальные навыки. При сравнении двух групп (рожденных в пандемию от инфицированных и не инфицированных матерей) оказалось, что внутриутробное воздействие вируса не привело к значительным различиям в показателях развития у младенцев — независимо от времени заражения или тяжести инфекции. Кстати, у большинства матерей с положительным анализом ПЦР болезнь протекала бессимптомно (34%) или в легкой форме (62%), и они были инфицированы во втором (47%) или третьем (31%) триместре беременности. Лишь небольшая часть матерей имели тяжелую форму заболевания (4%), а 22% были инфицированы в первом триместре.  Хотя тяжесть инфекции SARS-CoV-2 во время беременности коррелирует с уровнем интерлейкина-6, который, предполагается, может оказывать влияние на внутриутробное развитие младенца и,  особенности, головной мозг, анализ не выявил связи между тяжестью и оценками ASQ-3. 

Однако по сравнению с исторической когортой выяснилось, что младенцы, родившиеся во время пандемии (не важно, были их матери инфицированы или нет), имели значительно более низкие показатели по общей моторике, мелкой моторике и личностно-социальной сфере. Большая доля младенцев в когорте пандемии отвечала критериям задержки развития грубой моторики, особо подчеркивают исследователи.  

Кроме того, был выявлен один любопытный факт: воздействие инфекции на ранних сроках беременности, скорее всего, может быть связано с неблагоприятными прогнозами неврологического развития. Ученые подчеркивают, что под их наблюдением было всего 25 детей, рожденных от беременных инфицированных в первом триместре, но они показали наихудшие результаты из всех исследуемых. В любом случае, отмечает коллектив ученых, наблюдение за детьми следует продолжать, потому что, как они будут развиваться в будущем, пока сказать сложно. Не факт, что у этих детей останутся долгосрочные последствия, как не факт и то, что их не будет. Кроме того, эксперты говорят и о том, что кризис общественного здравоохранения, случившийся в период пандемии, также может сказаться на поколении детей, родившихся в коронавирусную эпоху — и это тоже предмет для новых научных изысканий. 

Стресс имеет значение?

Различия в развитии детей между исторической и пандемической когортами позволяют предположить, что стресс, связанный с COVID-19, стал одним из фактором, повлиявшим на развитие детей. Стресс в период пандемии вызывали самые разные жизненные ситуации: и потеря работы, и отсутствие продовольственной безопасности, и потеря жилья, и страх заразиться, и отсутствие возможности общаться с окружающими. В мире появилось немало научных работ, показавших, что пандемия привела к значительному усилению симптомов тревоги и депрессии. Ученые предполагают, что переносимый будущими мамами стресс связан с повышенным риском неблагоприятного неврологического развития у детей.

…Опрошенные «МК» эксперты строят различные версии на тему, почему рожденные в пандемию дети продемонстрировали более низкие результаты развития, чем дети допандемийного периода. Некоторые всерьез полагают, что отставание в эмоциональном развитии может быть спровоцировано тем, что младенцы вынуждены наблюдать людей в масках и не учатся считывать мимику взрослых, что называется, с младых ногтей. Может сказаться и общий дефицит общения, что ухудшает способности ребенка отличать своих от чужих.

«Думаю, серьезно к этим результатам относиться не стоит, — говорит терапевт Екатерина Филиппова. — Если будущая мама пребывала во время беременности в дружественной атмосфере, хорошо питалась и бывала на свежем воздухе, пандемия вряд ли отразится на развитии ее ребенка. Были исследования по детям, рожденным в блокаду Ленинграда — сначала они немного отставали в развитии, а потом сравнивались со сверстниками. А пандемия — это все-таки не блокада».

Впрочем, единственное, в чем сходятся эксперты — делать какие-то выводы о развитии детей на основании наблюдения за ними в возрасте 6 месяцев нельзя. Как рассказал «МК» главный специалист по паллиативной медицине Московской области, врач-неонатолог Андрей Ишутин, никакие заболевания матери во время беременности бесследно для ребенка не проходят, но все же о каких-то значимых результатах можно говорить лишь по итогам наблюдений за детьми хотя бы до 2-летнего, а лучше 3-летнего возраста: «Сейчас мы стараемся уделять как можно больше внимания здоровью беременных, которые болеют COVID-19 или перенесли его. Главная задача — не допустить падения рождаемости. Я не думаю, что стрессовые факторы пандемии, такие как, например, изоляция, могли как-то существенно отразиться на статусе развития рожденных в последние два года детей. Нужно смотреть, как будут вести себя дети в год, два. В 6 месяцев у ребенка еще не так много навыков, можно говорить только о рефлекторной активности. Шкала  ASQ-3 может давать лишь некоторые прогнозы развития. Вот если бы исследователи проводили этим младенцам МРТ, электроэнцефалограмму головного мозга, неонаграмму — по таким данным можно было бы предметно говорить, есть проблема или ее нет. Вообще же. на развитие детей может оказывать влияние все, что угодно. Сейчас мы наблюдаем нарастание акселерации, в человеке многое меняется с позиции времени. Может быть, сказывается повышение уровня СО2 в воздухе или глобальное потепление климата. Имеет значение даже то, летом или зимой родился ребенок — многие факторы оказывают влияние на жизнедеятельность человека. По моей практике я не могу сказать, что дети пандемии стали как-то отличаться, но я работаю с тяжелобольными детьми, поэтому мне судить о ситуации сложно».

Дети стали чаще болеть диабетом

Тем временем, стали появляться новые данные про отсроченные последствия перенесенного ковида у детей. Группа ученых из американского управления CDC провела исследования состояния здоровья детей, у которых в период с марта 2020 по конец февраля 2021 был выявлен сахарный диабет. Сведения о таких пациентах собраны в двух базах данных (всего в них есть информация о здоровье 81 тысячи несовершеннолетних).  Отмечается, что часть детей, попавших в исследование, перенесла  COVID-19 — с симптомами или без них. Выводы ученых не слишком оптимистичные: дети, переболевшие коронавирусной инфекцией, сталкивались с сахарным диабетом чаще на 31-166%. Это — значительно более высокие показатели, чем после других острых вирусных инфекций. Например, после ковида риск развития сахарного диабета оказался на 116% выше, чем после гриппа.  Что самое печальное, никакое связи с тяжестью течения коронавирусной инфекции при этом нет: диабет развивался и у детей, которые перенесли «корону» легко, и у тех, кто пережил ее бессимптомно.

Тем временем, главный детский эндокринолог Минздрава России, директор Института детской эндокринологии ФГБУ «Эндокринологический научный центр» Минздрава России Валентина Петрякова на днях заявила в СМИ, что в России также фиксируется прирост темпов развития СД у детей. «Максимальный прирост заболеваемости диабетом сейчас у младших школьников – 10,3%, хотя раньше пик приходился на пубертатный период. И очень выросла – на 88% (!) заболеваемость диабетом у детей первых лет жизни…», — сообщила она.

То, что ковид провоцирует развитие сахарного диабета у взрослых, уже показало несколько исследований. Правда, точные механизмы этого явления ученые пока объяснить не могут. Возможно, вирус повреждает клетки поджелудочной железы, которые синтезируют инсулин (на них есть рецепторы ACE2, посредством которых SARS-CoV-2 попадает в клетки). Кроме того, выброс противовоспалительных цитокинов в организме нередко сопровождается повышением уровня глюкозы, что тоже может стать отправной точкой развития заболевания. 

Конечно, в массе своей дети болеют легче взрослых. Однако, и у них все чаще диагностируют постковид. Кроме того, по данным известного биолога Анчи Барановой, у детей бывает так называемый отложенный синдром, подобный цитокиновому шторму у взрослых, который накрывает через какое-то время после того, как они «выздоровели». Биолог считает, что разрушения, наносимые коронавирусом организму детей, могут иметь скрытое течение, и нужно их тщательно изучать.

Иными словами, развитие и здоровье детей эпохи пандемии сегодня вызывает серьезные опасения. И последствия пандемии еще не раз заставят нас о ней вспоминать.

Первоисточник