Казахстан продолжает поиск организаторов и участников январских беспорядков, в стране до сих пор находят схроны с оружием. Однако пока разыскные мероприятия идут только на территории республики, без привлечения к следствию других стран. Об этом «Известиям» на полях Валдайской конференции заявил замглавы МИД Казахстана Марат Сыздыков. Он отметил, что республика не применяла иностранные разработки для блокировки интернета во время январских беспорядков, весь процесс был организован собственными силами Казахстана. Политик также уточнил, что другие страны ОДКБ не обращались к республике за опытом блокировки интернета.
«У нас идет масштабное расследование»
— С кровопролитных беспорядков в республике прошел ровно месяц. По оценке Генпрокуратуры Казахстана, в ходе протестов погибло не менее 225 человек, в том числе мирных жителей. Пострадавших — 4578 человек. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что «это была тщательно подготовленная операция международных террористов», которые хотели совершить госпереворот. Удалось ли правоохранителям республики вычислить всех участников беспорядков и мародеров?
— Я говорил в своем выступлении на Валдайской конференции 9 февраля, что у нас идет масштабное расследование, к нам все обращаются и требуют прямо сейчас все цифры о ходе расследования. Понятно, что оно закрытое, во-первых. Во-вторых, времени еще мало прошло для того, чтобы на всех, кого, например, задержали, доказательную базу составить.
— Да, поиски идут только на территории Казахстана. Каждый день появляется какая-то информация небольшая о том, как идет процесс: в какой-то отдельной области сколько там обнаружили, где схрон нашли, где по камерам опознали. Но это всё необходимо систематизировать, для этого время нужно. Поэтому сейчас конкретно ответить на вопрос трудно очень.
«Интернет полностью не выключался»
— Ряд СМИ и экспертов утверждают, что в Казахстане применялся опыт и технологии Китая для блокировки интернета по всей стране со 2 по 7 января. В первой столице и эпицентре беспорядков — городе Алма-Ате — доступ в Сеть был ограничен вплоть до 11 января. Вы можете подтвердить информацию, что Казахстан действительно привлекал китайские или какие-либо иные иностранные технологии и специалистов?
— Нет, иностранные наработки и специалисты не привлекались.
— То есть это чисто казахстанская работа?
— Всё делалось исходя из того, что происходило в стране. И интернет полностью не выключался. Во-первых, у нас был объявлен режим ЧП в начале ситуации, это 5 января. И затем на следующий день, 6-го числа, был объявлен режим контртеррористической операции. И в этой ситуации надо было принимать чрезвычайные меры, в том числе для обеспечения порядка. Понятно же, для чего это делалось — для того чтобы связь террористов между собой была нарушена.
— Обращались ли к вам другие страны ОДКБ с тем, чтобы Казахстан поделился этим опытом блокировки интернета на территории всей страны?
— Нет, пока таких обращений к нам не было.
Справка «Известий»
Протесты в Казахстане начались 2 января после резкого роста цен на сжиженный газ — из-за относительно высокой стоимости бензина газ в качестве топлива активно используют владельцы автомобилей, особенно в западных областях республики. Изначально демонстрации против повышения тарифов начались в Жанаозене на западе страны, но быстро перекинулись на всю республику. Несмотря на то что власти пообещали снизить цены, к 4 января протесты переросли в столкновения и вооруженное сопротивление полиции.
В первой столице и крупнейшем городе Казахстана, Алма-Ате, мародеры разграбили правительственный квартал на площади Республики и сожгли ряд зданий, включая акимат (мэрию) и офисы основных телеканалов страны. 6 января был захвачен аэропорт Алма-Аты, крупнейший транспортный хаб Центральной Азии.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев назвал происходящее террористической войной и попросил ОДКБ оказать помощь. Миротворцы организации взяли под контроль стратегические объекты (аэропорты, электростанции, въезды в город), а казахстанские правоохранители сосредоточились на подавлении беспорядков.
Токаев также обвинил Комитет нацбезопасности в том, что ведомство не разглядело «критическую угрозу» для страны, и отправил в отставку, а затем и под арест экс-руководителя КНБ Карима Масимова.
Активные беспорядки на территории республики удалось подавить к 8 января, контингент ОДКБ полностью покинул республику уже 14 января. В большинстве регионов страны режим ЧС был отменен к 15 января, в Алма-Ате он продолжал действовать до 19 января.