За последние почти два года мы уже привыкли к ситуациям, когда любимый салон красоты, магазин одежды или попросту шиномонтаж оказывается закрыт по решению властей — из-за очередного этапа ограничений. В феврале ситуация повернулась на 90 градусов: никаких ограничений никто официально не вводит, однако некоторые организации оказались в безвыходном положении — обслуживать клиентов просто некому.
Более всего рискуют небольшие предприятия — те, в которых всего 2–3 сотрудника.
— Мы замышляли нашу пекарню как семейный бизнес: жена и мама на кухне, дочка у кассы, я занимаюсь финансами — друзья шутили, что мы насмотрелись французских фильмов, но все действительно получалось хорошо. Предыдущие волны мы как-то пережили, много работали на доставку (я сам развозил заказы по району), а на прошлой неделе все-таки заболели все вместе. Пришлось на два дня поставить процесс на паузу. Да, очень неловко перед клиентами, но дочка сбегала и оставила извинительную записку-объявление на двери. Надеюсь, все восстановится.
Если же смотреть с точки зрения клиентов, то когда такой самопроизвольный локдаун случился в магазине или парикмахерской, это еще полбеды — можно попробовать найти другую. Куда хуже, если неожиданно «приподзакрылось» присутственное место, где вам нужно получить какой-то документ. Ведь тут альтернативы формата «а за углом такое же» просто нет. Подобные случаи в феврале-2022, увы, нередки.
— Нужно было получить справку о том, что не уходил в отпуск по уходу за ребенком, — рассказывает вузовский преподаватель Владимир. — Впервые в жизни столкнулся с ситуацией: отдел кадров в полном составе ушел на больничный, и потому получение документа пришлось отложить. По счастью, там, где работает жена, кадровики оказались понимающие и согласились подождать.
«Атаку» вирусом выдерживают только специально созданные организации для работы с клиентами — такие как МФЦ и колл-центры. Там много сотрудников и потому есть возможность резервирования, там действует хорошо продуманная маршрутизация. Поэтому — «скрипят, но работают»: во многих таких присутственных местах заметны очереди, но работа идет, и получить нужные документы вполне реально. Хуже в тех госконторах, где работу с посетителями еще не перевели на такие «профессиональные» рельсы. Там приемом граждан занимаются, как правило, те же самые (немногочисленные) сотрудники, что занимаются основной деятельностью — как это всегда и было в прошлом. Они-то и уходят на больничный по поводу ОРВИ — никто не может людей за это упрекнуть, но ведь и работа в такой ситуации приостанавливается.
— Собираюсь газифицировать дачу, позвонила выяснить подробности в газовую контору своего района, — рассказывает риелтор Галина. — Ответила девочка-секретарь, оказалось, что никого из специалистов нет, и не будет в ближайшие дни: болеют. Теперь не знаю, удастся ли выдержать сроки и успеть газифицироваться в этом сезоне.
Вот и что делать людям, у которых «сгорают» сроки оформления тех или иных бумаг, а нужное присутственное место «закрыто на больничный»? Четких протоколов на этот счет нет, их стоило бы выработать, комментирует юрист Алексей Голубев. «При сделках с недвижимостью, устройстве на госслужбу и работу в некоторых других отраслях, для поступления в учебные заведения, работы с людьми, продления водительских прав и лицензий на оружие — очень много, где необходимы по-прежнему пакеты документов, которые граждане собирают собственными силами, — отмечает эксперт. — И там эта проблема может возникнуть: по формальным критериям у вас могут не принять пакет документов из-за того, что один или несколько из них просрочены. То, что пока эти документы были «свежими», нужный чиновник был на больничном, формально ваши проблемы: никто не виноват, но просроченные справки придется делать заново. Доказать, что вы пропустили сроки по уважительной причине, теоретически можно в суде, но это более хлопотно, чем собирать справки заново, и чаще всего ничего не дает. Ведь правила четко говорят: допускаются справки, выданные не раньше месяца (трех, шести) назад».
Так что если нужная справка может быть выдана только в одном месте, а все его сотрудники на больничном — ничего не поделаешь. Как говорится, «вы попали». Впрочем, в игре с государством любые сбои — всегда проблема человека, а не государства, тут ничего нового. Зато в частном секторе — там, где есть заказчик и подрядчик — все подчас ровно наоборот: ни о каких больничных заказчик слышать не хочет. Это вам не весна-2020, когда слово «ковид» воспринималось с благоговейным ужасом и снимало все вопросы.
— Звонят клиенты из другого региона: у них поломка, нужно ехать устранять, — рассказывает Елена Николаева, менеджер компании по установке и эксплуатации холодильных систем. — А у нас ехать некому, один инженер на больничном по ковиду, другой и вовсе в больнице, операционный директор, который в крайнем случае может вспомнить молодость, тоже дома на карантине. Пытаюсь им это объяснить, они — ни в какую: пусть хоть с ковидом, хоть как, но прилетит и наладит, иначе подадим на неустойку.
Такие же истории, впрочем, происходят и в сферах, где о срочности говорить не приходится — например, в небольших магазинах или салонах красоты.
— На нашем сайте висит объявление: мол, в связи с эпидемиологической ситуацией срок доставки может быть увеличен. Это спасает, — рассказал менеджер одного из отечественных брендов одежды. — Потому что большая часть торговли идет сейчас именно онлайн. Оба продавца-сменщика из нашего салона, мы арендуем помещение, еще в понедельник слегли, температура и положительный тест. Открывать магазин некому, сидеть там тоже некому. Значит, просто временно не работаем — в Инстаграме об этом написали, извинились. Но склад продолжает отправлять интернет-заказы.