Памятники как аргумент

0

17.03.2022

Сергей Рыков

Фото: Belta.by

Около восьмидесяти лет назад Красная армия освободила Европу от гитлеровского нашествия, но сегодня в некоторых странах бывшего соцлагеря в памятниках нашим воинам видят не жертвенность целого поколения советских людей, а только лишь символы «тоталитарного режима». Десятилетия промывания мозгов сделали свое дело. Разрушая камень, вандалы не обременяют сомнением душу, уверены, что именно их взгляд на события прошлого и есть истина. И переписывают историю, уничтожая все, не укладывающееся в их представления о правде и справедливости.

Шедевры монументального искусства уровня «Воина-освободителя» скульптора Вучетича в Трептов-парке в Берлине, памятники на месте боев за Дуклинский перевал в Словакии и советскому воину-освободителю «Алеша» в Пловдиве, мемориалы советским воинам в Лондоне и Будапеште вряд ли снесут, хотя попытки были. Они – часть городского пейзажа. Они стали брендами этих городов.

А что с обелисками, бюстами, стелами в маленьких городах и поселках, скажем, той же Польши, отношения с которой в наши дни обострились до предела? С символами памяти о воинах Красной армии, сделанными не профессионалами, а скульпторами-любителями, но от всего сердца? В Польше только кладбищ, где покоятся советские солдаты, 230. А всего объектов, где захоронены бойцы Красной армии, в том числе пленные, в стране 718. Погосты и памятники стали предметом острых политических разногласий Польши и правопреемницы СССР – России. Мертвые ссорят живых.

Европейцам ХХI века эти знаки, напоминающие о победе советского народа над фашизмом, колют глаз. Их не просто убирают с центральных улиц, а уничтожают самым варварским способом.

3-Ильницкая.jpgМожно ли спасти хотя бы часть примет тех роковых лет? Бизнесмен из Бреста Наталия Ильницкая предложила свой выход.

Пять лет назад, узнав о том, что в закон о декоммунизации Польши (2016) сейм внес поправки, которые обязывают местные воеводства демонтировать в том числе и памятники воинам, освобождавшим Польшу от гитлеровской оккупации, Ильницкая решила действовать. Действовать, а не беспомощно возмущаться решением неблагодарных соседей, сидя в уютном кресле директора брестского рынка «Лагуна».

Инициативу Ильницкой поддержали МИД и министерство культуры Белоруссии. Наталия Емельяновна написала письма в Институт национальной памяти Польши и в воеводства, на территории которых шли кровопролитные бои за освобождение Польши, с просьбой не разрушать памятники советским воинам-освободителям, а передать их будущему музею «Аллея Памяти» в поселке Мухавец под Брестом. Откликнулись не все. Но те, кто откликнулся, поставили условие – можем только продать. Ничего личного, только бизнес. Даже на разрыве с символикой «тоталитарного режима, который принес много жертв и мук польскому народу».

Представить трудно, каких трудов, нервов, времени, денег стоило Ильницкой убедить польских чиновников разных уровней уступить памятники советским воинам белорусской стороне. Убедить. Заключить договор, нередко преодолевая плохо замаскированную недоброжелательность иных польских крючкотворов и тысячи «обязательных» протокольных «мелочей». Разыскать эти памятники или то, что от них осталось. (Фрагменты многих монументов практичный польский крестьянин давно растащил по дворам для бытовых нужд.) Договориться о цене. Получить «добро» таможни. Перевезти груз в Брест, а потом и в Мухавец. Отреставрировать памятники, а чаще восстановить заново по фотографиям из забытых архивов все тех же воеводств.

Спасибо польскому краеведу Марьяну Канопке. Он помогал Наталии Ильницкой в «хождениях по мукам».

Расплачивалась за спасение исторических символов бизнесмен Ильницкая деньгами из собственного кармана. Ни рубля не попросила у государства. Более того, на предложение российских коллег продать им памятники по очень хорошей цене ответила вежливым отказом: «Дорогие мои, это не коммерческий проект. Это для души».

За несколько лет Ильницкая создала в поселке Мухавец уникальную «Аллею Памяти». Музей под открытым небом. Такого музея нет на всем постсоветском пространстве. 22 памятника солдатам Красной армии, погибшим в боях при освобождении Польши от немецко-фашистских оккупантов в 1944–1945 годах. Надписи на нескольких монументах: «Советским воинам с благодарностью за наше освобождение – от граждан деревни», «Богатырям Красной Армии, которые отдали свои жизни в борьбе с гитлеровским нашествием, честь и хвала», «Погибшим солдатам Советской армии – от горожан».

Многие памятники были поставлены в провинциальных городках и поселках Польши сразу после войны на последние деньги, собранные полуголодными польскими крестьянами. По официальной статистике, таких памятников было 469.

Центральный монумент «Аллеи Памяти» – скульптурная композиция «Два солдата». Пожалуй, самый красивый памятник мухавецкого музея. Его привезли из местечка Лидзбарк Варьминский. Впрочем, это были не два солдата. И даже не полтора. Вандалы раздробили скульптурную композицию на бесформенные куски гранита. Польские таможенники разводили руками: как оформлять эту груду камней? Как стройматериалы? Как «произведение искусства»? Какую брать пошлину? Это уже в Мухавце художник-реставратор Сергей Козак и его помощники восстановили монумент. Священную память хотели стереть с лица земли, а она благодаря заботливым сердцам вернулась к жизни.

Вот еще один экспонат «Аллеи Памяти». Советский солдат с автоматом в руках. Солдата ваяли с натуры. Следопыты из Мухавца раскопали – позировал красноармеец Дмитрий Москаленко, служивший в Польше уже после ее освобождения. Эту скульптуру тоже восстанавливали по фотографиям. Из Польши в Мухавец привезли изуродованные фрагменты – голова с отбитым носом отдельно, ноги, обутые в сапоги, отдельно, гранитный автомат раскрошился на части. И все густо загажено несмываемой краской.

Самый свежий памятник, установленный в Мухавце, – стела из города Радом. Еще четыре монумента из-за событий последних недель застряли на польско-белорусской границе. Очередь на основательную реставрацию ждет памятник-красавец – почти копия знаменитого «Воина-освободителя» из Трептов-парка в Берлине. Спасенная девочка на руках советского солдата.

Важно подчеркнуть, к какому поколению принадлежит Наталия Емельяновна. Она гордится своим возрастом – 70 лет. Дочь партизана Великой Отечественной войны. Жена офицера-десантника, воевавшего в Афганистане. Активист Брестского отделения Международного общественного фонда имени маршала Г.К. Жукова. Делегат VI Всебелорусского народного собрания.

В апреле 2021 года временный поверенный в делах России в Беларуси Петр Фролов вручил Наталии Ильницкой «Почетный знак соотечественника». «Гражданский подвиг ничем не уступает подвигу ратному, потому что совершает его конкретный человек», – сказал дипломат.

Однако в этой истории есть и проблема, о которой говорят и многие общественники, и те, кто по долгу службы призван защищать основы нашей исторической памяти.

«Памятники нашим воинам-освободителям, – сказал в интервью «ЛГ» глава Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, Александр Удальцов, – должны находиться там, где они захоронены, и в тех местах, где они сражались. Только так мы сохраним память о героях-победителях, сохраним географию Великой Победы, закрепим в сознании нынешних и будущих поколений жителей этих стран понимание того, кто, когда и какой ценой отстоял их свободу в годы Второй мировой войны.

Наши оппоненты, замахнувшиеся на итоги войны и вставшие, по сути, на реваншистские, профашистские позиции, действуют и, уверен, будут действовать и в дальнейшем нагло и последовательно. И логика их действий ясна: объявление советских солдат-освободителей оккупантами европейских стран и зачистка всех свидетельств и символов их пребывания в этих государствах, прежде всего памятников воинам Красной армии. Нельзя исключать, что следующей фазой действий этих варваров станет «подкоп» и под памятники на захоронениях наших солдат.

Мы не должны ни в коей мере подыгрывать этим коварным замыслам, даже руководствуясь благими намерениями. Уверен, что российское государство и все мы должны добиваться сохранения советских воинских захоронений за рубежом, бороться за каждый памятник!»

Вопрос в том, насколько реально отстоять памятники нашим воинам в нынешних политических обстоятельствах…

«Литературная газета»

  • Право на историю
  • Россия

Источник