Западные «аналитики» наперебой предрекают: российская экономика вот-вот рухнет, в апреле Россию ждет финансовая катастрофа, а последствия будут необратимыми. Давайте же с холодной головой разберемся, есть ли за этими угрозами реальные предпосылки?
«Экономический удар», о котором так много пишут американские СМИ — это не что иное как риск технического дефолта. Это слово заставляет нервничать многих, кто пережил 1998 год. Однако есть один нюанс, а точнее — огромная разница. Да такая, что даже если сценарий с техническим дефолтом воплотится в жизнь — Россия, вероятнее всего, даже выиграет.
Так вот сейчас западные СМИ и политики активно накачивают информационную повестку слухами как раз о техническом дефолте. Однако наиболее впечатлительные и плохо разбирающиеся в экономике люди, заслышав слово «дефолт», сеют панику в соцсетях и громко кричат «всё пропало». Помните историческую фразу: «что это — глупость или измена?» Скорее всего, и то, и другое.
В самом деле: стоит ли переживать?
Давайте сравним экономику России в 1998-м и в 2022-м году. Большими штрихами. Лишь несколько простых цифр. Итак, самое главное — по размеру экономик это ДВЕ СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ СТРАНЫ.
Дефолт в России в 1998 году стал следствием дефицита бюджета (еще бы! 24,7%!). Госдолг страны — $123 млрд — в два раза превышал годовой доход бюджета и составлял почти треть (!) от ВВП. Сегодня такое можно представить разве что в страшном сне. Но в 90-х «ужас без конца» был суровой реальностью.
Но оттяпать жирные куски российской экономики у Запада тогда не получилось. Результат — дефолт. Россия не смогла выплачивать по своим обязательствам (краткосрочным облигациям и облигациям федерального займа). Чтобы рассчитаться с кредитами, правительство отправляло все деньги на запад. Народ стремительно обнищал: рубль упал, цены выросли, многие потеряли бизнес. При этом не выполнялись и внутренние обязательства. Представить такое в нынешней ситуации — попросту невозможно.
Дефолт-2022: миф, а не реальность?
Сегодня Россия — одна из ведущих экономик мира, как бы это не было горько признавать нашим «западным партнерам». В этом году внешний долг сократился ($40 млрд.) и составляет лишь 2,3% от ВВП и 18% от бюджета. (Почувствуйте, что называется, разницу).
Что ж, вывод напрашивается сам собой: ни о каком дефолте, как это было в 1998 году, в наше время даже речи быть не может! Многие экономисты говорят, у России есть значительный экономический резерв. И это несмотря на то, что страны Запада повели себя как бандиты с большой дороги, украв у нас $300 млрд., которые Россия хранила в хваленых европейских и американских банках. Никаких признаков кризиса мы не наблюдаем. Более того, российские компании вовсю рассуждают, что готовы заменить западные, а в крайнем случае — переориентироваться на азиатские рынки и торговать с теми же Индией и Китаем.
Так что в будущее смотрим с оптимизмом.
Что же касается технического дефолта, то как уже говорилось, для него нужны не экономические, а скорее политические предпосылки. Иными словами, Запад должен опять завести свою пропагандистскую шарманку и выставить Россию в невыгодном свете. Прежде всего, перед своим же населением. Расчет тут прост — подавить волю народа, вселить страх и неуверенность перед завтрашним днем, запугать, посеять панику и смуту.
Зачем США и Европе технический дефолт России?
Все очень просто. Показать уже упоминавшимся выше тем же Китаю и Индии (странам, которые продолжили экономические отношения с Россией), насколько наша страна ненадежна. Мол, посмотрите! Да с ними же дел нельзя иметь! Какие инвестиции, какие партнерские отношения? Вы с ума сошли? Немедленно прекращайте! И всё в таком духе. Вот только вряд ли кто поверит таким воплям и истерикам в нормальных странах.
Российский ответ Чемберлену (Джо Бадену)
5 марта президент России Владимир Путин сделал весьма изящный ход. Он подписал указ, по которому в том числе государство может выплачивать внешний долг…парам! в рублях! А вот чтобы вывести эти деньги, их нужно конвертировать в валюту из замороженных резервов. Министр финансов Антон Силуанов в интервью телеканалу «Россия-24» заявил: Россия законно предложила выплатить свой внешний долг, а это делает дефолт невозможным. Так что если Запад и захочет объявить — будет отвечать за последствия. Впрочем, ему не привыкать.
Почему технический дефолт не зло, а благо?
Технический дефолт и благосостояние граждан имеют друг к другу примерно такое же отношение как пингвин к пустыне. Ряд экономистов вообще уверены, что $40 млрд. Россия вообще возвращать не должна. Мол, зачем обогащать тех, кто без зазрения совести арестовывает наши активы и по сути объявляет нам экономический террор? Эти деньги эти стали бы серьезным подспорьем в развитии нашей экономики! В свою очередь, по Европе был бы нанесен очередной экономический удар. Их компаниям наверняка очень не понравится, что это стало ответом на западные санкции — и они будут оказывать на истеблишмент дополнительное давление.
Большинство же политологов сходятся во мнении: арест российских активов на западе — должен научить Россию главному: нельзя доверять врагам, а из союзников у нас, как и 300 лет назад, только армия и флот. Им вторят экономисты, которые уверены, что технический дефолт, даже если его объявят, станет стимулом для принятия ряда важных и нужных решений: национализация компаний и отраслей, более продуманная финансовая политика, еще большее развитие импортозамещения. Всё это станет серьезным вложением в собственное будущее. Будущее России.
Технический дефолт России идеально ложится в планы США по ослаблению одной из крупнейших экономик мира. А взаимные санкции России и Европы — уже ударили по последней так, что последствия окажутся серьезнее, чем можно было предполагать.
Слепо руководствуясь американскими методичками, европейские чиновники занимаются «самострелом» — стреляют то в ногу, то в руку. Но частей тела, кажется, уже не хватает. Да, вводят санкции, но получается как в той русской поговорке: назло бабушке отморожу уши. В результате — страшный энергетический и продовольственный кризис (цены на заправках меняются чуть ли не каждый день, в магазинах дефицит), небывалая с 50-х годов прошлого века инфляция, массовые протесты… А ведь это только начало…
Но что нам до чужих проблем? Будто на Европе и Новом свете тот самый свет клином сошелся. Мир — это не только она и Америка. Это Азия, Латинская Америка, Африка — 2/3 населения хотят дружить и торговать с Россией. На протяжении долгих лет наша страна доказала, что она надежный партнер и что ей можно доверять.
Несмотря на все потуги США и их приспешников, эксперты уверены, операцию «технический дефолт России» ждет полный провал. Все разумные страны мира давно поняли, что представляет собой американская пропаганда. Инвестиции и вливания в экономику никуда от нас не уйдут. Только это будут другие инвестиции, из других стран. Которые подарят России новые возможности и откроют новые перспективы.