Украина сократила на четверть транзит российского газа

0

Заблокировав прокачку голубого топлива через территорию ЛНР и обвинив в этом Москву, Киев рассчитывает представить «Газпром» ненадежным поставщиком и подыграть сторонникам эмбарго на российские энергоносители в ЕС, сообщает Нарполит.

По контракту с «Нафтогазом» Украины, подписанному в конце декабря 2019-го, «Газпром» в 2022 году должен прокачивать через ГТС Незалежной 40 млрд кубометров в год или примерно 110 млн в сутки. Это максимальный показатель, который не является догмой: он варьируется день ото дня в зависимости от заявок потребителей.

В мае прокачиваемый объем составлял около 96 млн кубометров – это треть всего российского газа, идущего сейчас в Европу. Незалежную он поступал всего по двум маршрутам: через газоизмерительные станции «Суджа» на газопроводе Уренгой – Помары – Ужгород (72 млн) и «Сохрановка» на магистрали «Союз» (24 млн). То есть произведенная Оператором газотранспортной системы Украины блокировка второй нитки привела к сокращению транзита в Европу через Украину на четверть.

При этом еще в начале апреля МВД Луганской Народной Республики сообщило об установлении контроля над пгт Новопсков, где размещена одноименная компрессорная станция, «сидящая на трубе», которая идет от «Сохрановки». В течение месяца все нормально и исправно работало, и Киев эта ситуация никак не волновала: как и до начала спецоперации газ шел по газопроводу через Луганщину, Украина спокойно получала деньги от «агрессора», специалисты с украинским гражданством продолжали трудиться, заявки европейцев удовлетворялись.

Киев, очевидно, будет настаивать, что сокращение транзита в Европу произошло по вине Москвы, и продолжит требовать, чтобы весь газ шел через «Суджу», становящуюся после блокировки «Сохрановки» единственной «легитимной», по мнению ОГТСУ, точкой входа в незалежные трубы.

Зачем это нужно Зеленскому и его кураторам в Вашингтоне и Лондоне – догадаться нетрудно. Во-первых, замыкание газового потока на единственный контролируемый маршрут гарантирует, что у тебя его не отберут. Во-вторых, тем самым киевские власти посылают сигнал Европе, что продолжение спецоперации приведет к полному свертыванию транзита, и сразу указывают, кто в этом будет виноват. В-третьих, появляется официальный повод исключить Донбасс из будущих транзитных схем. Наконец, и в этом главный смысл всей затеи, можно представить «Газпром» ненадежным поставщиком в глазах европейцев в разгар идущих на Западе споров по поводу оплаты за газ в рублях и запрета на импорт всех российских энергоносителей.

Пока предметом дискуссии является эмбарго на нефть, но и до газа рано или поздно «защитники мира от российской угрозы» доберутся. По крайней мере, подготовка к отказу от него уже идет. Германия, являющаяся основным европейским покупателем нашего голубого топлива, пытается договориться с Катаром по СПГ (пока, правда, безуспешно, но торг продолжается). Другие игроки тоже не сидят на месте, стремясь заполнить свои ПХГ на «переходный период», а Европарламент недавно принял резолюцию, обуславливающую наделение Молдавии статусом кандидата в ЕС ее полным избавлением от газовой зависимости от России.

Однако далеко не факт, что Европа поверит Украине. Спецоперация идет уже более двух месяцев, и всё это время «Газпром» исправно снабжал недружественный ЕС голубым топливом, что неоднократно, хоть и сквозь зубы, признавали западные политики и эксперты. И сейчас Киев, а не Москва объявил о форс-мажоре, причем под очевидно надуманным предлогом, на что, кстати, указали некоторые европейские аналитики.

По всему выходит, что это Украина – ненадежный транзитёр, и учитывая возможный отказ киевского режима от выполнения своих обязательств (ведь и маршрут от «Суджи» может оказаться неподконтролен ВСУ), не пора ли Европе задуматься о расконсервации «Северного потока – 2», пока предназначенный для него газ еще не ушел на Северо-Запад России? Тем более, что швейцарский суд пока притормозил процедуру банкротства компании-оператора Nord Stream 2 AG на 4 месяца, за которые много чего может произойти…