C тори не в радости: что ждет Бориса Джонсона после вотума доверия

0

Британский премьер пережил вотум недоверия, устроенный ему однопартийцами-консерваторами вечером 6 июня. Но тот факт, что 40% членов фракции тори однозначно выступили за отставку Бориса Джонсона, стал, по мнению многих, началом его конца. Одной из самых часто упоминаемых историй в этой связи стала судьба его предшественницы Терезы Мэй: в 2018-м она также пережила вотум недоверия, даже с большей поддержкой, чем ныне Джонсон, но уже полгода спустя все равно была вынуждена покинуть премьерское кресло под давлением однопартийцев.

Заподлянка, сэр

Ситуацию вокруг политической судьбы Бориса Джонсона даже с натяжкой сложно было назвать громом среди ясного неба. Тучи начали сгущаться над ним еще под конец прошлого года, когда пресса разнюхала про рождественскую вечеринку, устроенную премьером и его товарищами в правительственной резиденции на Даунинг-стрит годом ранее. Ничего крамольного они, конечно, не делали — просто выпивали и веселились, с кем не бывает. Но только если не брать в расчет тот факт, что делали они это в то самое время, когда вся страна сидела под строжайшим локдауном из-за коронавируса — без прав собираться более двух человек одновременно, выходить на улицу без уважительной причины и даже посещать родственников в больницах.

Британский народ, однако, счел по-другому: согласно опросу Savanta ComRes, проведенному вскоре после обнародования доклада Сью Грей, 65% британцев заявили, что Джонсон должен уйти с поста премьера в связи со скандалом.

Проверка на прочность

С такой позицией согласились не только оппозиционные лейбористы, но и некоторые однопартийцы Джонсона. Как минимум 54 члена консервативной фракции в парламенте написали письма с выражением недоверия премьеру. И, согласно существующим процедурам, этого числа — 15% всех членов фракции — оказалось достаточно, чтобы вынести вопрос о доверии на голосование в парламенте. Оно прошло вечером 6 июня в Палате общин.

По его итогам Джонсон все-таки выстоял — 211 членов партии из 359, или 59%, проголосовали за то, чтобы он оставался лидером партии и главой правительства. Оглашение итогов было даже встречено бурными аплодисментами, хотя немалое число законодателей покидали Палату общин в тот вечер с явно расстроенными лицами.

— Общественное доверие, безусловно, было сейчас подорвано, но на фоне этого правительство добилось успехов, которые могут, когда придет время, уравновесить любые негативные впечатления в сознании избирателя. Результаты недавних выборов в местные органы власти оказались далеко не такими разрушительными для Консервативной партии, как некоторые предсказывали, — отметил собеседник «Известий» в Вестминстере.

Кроме того, многое по его словам, будет зависеть и от доверия граждан к оппозиционной лейбористской партии, «лидера которой сэра Кейра Стармера многие считают бесцветным и лишенным четкого направления».

На руку нынешнему премьеру пока играет и отсутствие внутри партии ярких потенциальных преемников. Тем более, двое из наиболее часто упоминаемых прессой вариантов на его замену — нынешний глава Казначейства Риши Сунак и глава МИД Лиз Трасс — загодя поддержали Джонсона в качестве своего лидера. Тем не менее, легкой жизнь до выборов у нынешнего главы британского правительства, за два с половиной года превратившегося из самого надежного кандидата в скандальную фигуру, точно не будет.

Источник